Кельтеминарская культура
У племен живших к востоку от залива Кара-Бугаз, переход к неолиту яснее всего прослеживаются по стоянке в гроте Джебел у Каспийского моря, датируемой V – IV тысячелетиями до н.э. В то время эти места не было безводными, русло Узбоя было наполнено пресной водой, о чем говорят найденные кости пресноводных рыб.
Для стоянки Джебел характерна высокая техника обработки камня: часто встречаются призматические нуклеусы и микролиты. Появилась керамика, она остродонная, встречаются зернотерки, сначала плоские, служившие для размола дикорастущих зерен, потом ладьевидные. К концу существования этой культуры была одомашнена коза.
Погребения, относящиеся к этой культуре, одинаково ориентированы, могильник, исследованный вблизи пещеры Кайлю, представляет собой родовое кладбище. Несомненно, что уже существовала развитая вера в загробную жизнь.
В Джебеле найдены бусы из раковин, встречающихся у Каспийского моря. Открыта мастерская этих бус, находившаяся у мыса Куба-Теннер. Изготовленные там бусы найдены на расстоянии сотен километров от мастерской, что свидетельствует о зарождении широких межплеменных связей.
Рядом с этими родовыми поселениями встречаются множество других стоянок, цепью уходящих по высохшему руслу Узбоя к Приуралью. Значительной стоянкой, расположенной в низовьях Аму-Дарьи, является Джанбас-Кола-IV, раскопки которой дали наиболее полное представление о неолитической кельтеминарской культуре, охватывавшей Хорезм и часть Казахстана.
На стоянке Джанбас-Кола люди жили в больших с конической крышей жилищах, сделанных из дерева и камыша, площадью около 300 кв. м. Это был общий дом для целого рода. В жилищах был очагов, у которых найдены хозяйственные остатки: черепки посуды, кости животных и т.п. Каждый очаг соответствовал хозяйству отдельной семьи. Очаг в центре дома не содержал подобных остатков, почва под ним была прокалена на 50 см. Считают, что огонь в этом очаге был неугасаемым, а сам очаг культовым. Это был религиозный центр дома. Если это так, то это древнейшее свидетельство культа огня, впоследствии характерного для Средней Азии.
Геометрических орудий здесь нет. Много ромбовидных, листовидных или треугольных стрел: хозяйство было охотничье-рыболовецкое. Встречается инвентарь кельтеминарской культуры по своему происхождению связан с культурой прикаспийского мезолита и раннего неолита.
Особенностью неолита Средней Азии является то, что подавляющее большинство изделий или микролитический облик. Все орудия были сделаны из ножевидных пластин: наконечники стрел, вкладыши скребки. Большинство сосудов кельтеминарской культуры имеют яйцевидную форму, известны также и низкие выпуклодонные чашечки с богатым орнаментом, прочерченным или выполненным при помощи штампа. Орнамент на сосудах сходен с орнаментом керамики Ирака и южной Туркмении. Видимо, кельтеминарская культура испытывала сильное влияние соседей.
Кельтеминарская культура является образцом неолитических культур, развивавшихся от области древнейшего земледелия. Занимая обширную территорию, эта культура оказывала влияние на соседние области, прежде всего Южное Приаралье, где отмечается раннее появление животноводства. Исследователи встречают на неолитических стоянках Южного Приаралья кости уже одомашненного мелкого и крупного рогатого скота и лошади.
Итоги второй мировой
войны для Англии
Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Англия не подвергалась оккупации, на ...
Духовная культура
До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.
Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Б ...
Культура России в первой половине ХIХ века
Первая половина ХIХ века стала временем необычайного взлета в культурном развитии России. Впоследствии этот период вошел в историю как "золотой век" отечественной культуры. Если в экономическом и социально-политическом отношениях Россия ощутимо отставала от передовых европейский государств, то в культурных достижениях она не т ...
