Исторические хроники » Китай во второй половине ХХ века » Китай в 1949-1976 годы. Личность Мао Цзэдуна

Китай в 1949-1976 годы. Личность Мао Цзэдуна
Страница 1

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893г. в крестьянской семье в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. В детстве он посещал частную школу, осенью 1910г. поступил в Дуншаньскую начальную школу второй ступени в уезде Сянсян, а затем весной следующего года в Сянсянскую среднюю школу города Чанша провинции Хунань. В молодости Мао Цзэдун усвоил ценности как китайской феодальной культуры, которая тогда называлась «старым знанием», так и культурой западной буржуазной демократии - «нового знания». Произведения Конфуция, Кан Ювэя, Лян Цичао, Сун Ятсена, Толстого и Кропоткина, а также философия неокантианцев и неогегельянцев в той или иной степени оказали на него влияние и способствовали формированию его мировоззрения. В апреле 1918г. вместе с Цай Хэсэнем и другими он создал в Чанша общество «Новый народ» с целью поиска новых путей и методов преобразования в Китае. Вскоре после учреждения общества Мао Цзэдун организовал группу из его членов и других представителей передовой молодёжи для поездки во Францию в рамках программы «работа и учеба» для изучения прогрессивных идей и революционного опыта /Федосимов, 1989, с. 23/.

В период движения 4 мая (1919 год) Мао Цзэдун впервые познакомился с марксизмом и стал издавать в Хунане журнал «Сянцзянское обозрение». Осенью 1920г. он создал в Чанша коммунистические группы. Будучи основателем Китайской Коммунистической партии, Мао Цзедун присутствовал на первом съезде партии, которая ознаменовала образование Коммунистической партии Китая (КПК) в июле 1921г. После установления сотрудничества между Гоминьданом и КПК он избирался кандидатом в члены Центрального исполнительного комитета Гоминьдана на его І (январь 1924г.) и ІІ (январь 1926г.) съездах. Критикуя Чэнь Дусю – тогдашнего руководителя КПК - за компромисс и уступки правому крылу Гоминьдана, Мао разоблачил правый уклон Чэня, сутью которого было отрицание права пролетариата на руководство демократической революцией/

Избранный на чрезвычайном совещании кандидатом в члены Политбюро Мао Цзэдун был направлен Центральным комитетом в Хунань. 9 сентября он возглавил «восстание осеннего урожая» в районе, расположенном на границе Хунань и Цзеянси. Вскоре после этого он привел повстанцев в горы в Цзинганшань, где, осуществляя аграрную революцию, создал І в Китае революционную базу в деревне. В апреле 1928г. повстанцы Мао Цзэдуна соединились с отрядом Чжу Дэ, вследствие чего был сформирован четвертый корпус рабоче-крестьянской Красной армии Китая, в котором Мао Цзэдун был представителем КПК и комиссаром, а Чжу Дэ - командиром. В декабре 1929г. четвертый корпус Красной армии созвал в Гутяне 9-ю конференцию представителей партии, на которой была принята резолюция, подготовленная Мао Цзэдуном. В этой резолюции говорилось, как пролетарская народная армия нового типа с жесткой дисциплиной и тесными связями с массами может быть на базе революционной армии с преобладателем крестьян, чтобы укрепить партийные организации.

В августе 1933г. был создан первый фронт Красной армии, Мао Цзэдун был одновременно секретарем фронтового комитета КПК и политкомиссаром. В 1933г. он был избран членом Политбюро ЦК КПК.

В 1936-1937гг. Мао Цзэдун на основе марксизма-ленинизма обобщил опыт китайской революции. В декабре 1936г. он написал работу «Вопросы стратегии революционной войны в Китае», в которой в систематизированном виде изложил характерные особенности, закономерности, стратегию и тактику революционной войны в Китае и подверг критике «левый» авантюризм в военной сфере.

В августе 1937г. после начала войны сопротивления Японии, Политбюро ЦК КПК провело расширенное совещание в Лочуане. Мао Цзэдун выступил на нем с важной речью, в которой сформулировал линию, программу и политические установки КПК на период войны и настоятельную необходимость сохранения независимости и инициативы партии в рамках единого фронта. Поставив перед всеми членами КПК задачу изучения теории марксизма-ленинизма, он настаивал на необходимости соединения теории с практикой в соответствии с условиями Китая, а не просто на изучении абстрактных догм. В 1939-1940гг. Мао Цзэдун опубликовал свои известные работы «К выходу первого номера журнала «Гунчаньданжэнь» (коммунист), «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая», «О новой демократии», где он всесторонне изложил основные концепции новой демократии и развил марксистско-ленинскую теорию о руководстве пролетариата в демократической революции. Определяя цели, задачи, движущие силы, характер и перспективы новодемократической революции, Мао Цзэдун сформулировал ее политическую, экономическую и культурную программу и назвал три главных вида оружия китайской революции, а именно: единый фронт, вооруженная борьба и партийное строительство.

Страницы: 1 2

Культура микенской Греции
На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица". Впрочем, в религии микенской эпохи ест ...

Трагедия Порт-Артура
Еще в Военно-морской академии внимание Николая Кузнецова привлекла трагическая гибель русской эскадры в Порт-Артуре. Он считал, что она могла бы обезопасить себя от внезапного нападения, убрав часть кораблей с внешнего рейда, рассредоточившись и выставив дозоры. Затем, служа командиром крейсера "Червона Украина" на Черноморско ...

Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций
Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как: 1) сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу; 2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных ...