Исторические хроники » Иван Болотников » Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался лидер крестьянского движения. Социальное происхождение Ивана Болотникова

Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался лидер крестьянского движения. Социальное происхождение Ивана Болотникова
Страница 1

Вопрос о социальном происхождении Ивана Исаевича Болотникова не имеет однозначного ответа.

Одним из первых обратил на эту проблему внимание С.Ф. Платонов, отметив, что Болотников был не просто холоп, а военный холоп, или «слуга (из военной свиты) князя Телятевского»[22].

Далее, рассмотрение этого вопроса было продолжено в работах отечественных и зарубежных историков ХХ в. И.И. Смирнов, опираясь, прежде всего, на сведения Исаака Массы, однозначно рассматривает Болотникова как представителя русского холопства: «также находился в войске мятежников некий человек, коего звали Иван Исаевич Болотников (Ivan Isaivitz Bolotnicoof); он был в Москве крепостным человеком боярина Андрея Телятевского (Teletoffsci); но бежал от своего господина»[23].

Сомнение в этой версии прозвучало в работе В.И. Корецкого.[24] Таким образом, идея С.Ф. Платонова получила развитие. В.И. Корецкий отмечает, что Болотников числился «слугой», то есть боевым холопом. Возможно, он принадлежал к числу привилегированных холопов из состава вооруженной боярской свиты.[25] В.И. Корецкий обращает внимание на то, что в центральных русских уездах фамилия детей боярских Болотниковых являлась довольно распространенной, а в одном из документов конца XVI в. имеется прямое упоминание о некоем Иване Болотников, зяте мелкого помещика из Крапивны под Тулой. Из этого следует его предположение о том, что Иван Исаевич Болотников, возможно, происходил из мелкопоместных тульских детей боярских.

Современные историки на страницах вузовских учебников отмечают, что «холопство было неоднородным институтом. Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. Иван Болотников, вероятно, принадлежал к их числу. Он был военным холопом А. Телятевского и, скорее всего, дворянином по своему происхождению».[26] Несмотря на меры правительства, запрещавшие холопить «военных людей», многие из холопов XVI в. происходили из служилого сословия.

Конечно, предполагать дворянское происхождение Ивана Болотникова вполне допустимо, но делать однозначный вывод имеющаяся в нашем распоряжении источниковая база не позволяет.

В монографии современного американского историка Ричарда Хелли «Холопство в России 1450–1725» содержится следующая версия: «и Хлопко, и Болотников были, вероятно, беглыми военными слугами».[27] Подробно анализируя различные категории холопства, он указывает на снижение роли холопьей аристократии, под которой автор понимает привилегированную часть холопов, занятых исполнением управленческих функций или же службой в войске, среди факторов, обусловивших это снижение, он отмечает «превращение центральной власти из княжеского двора (обслуживаемого и управляемого в основном холопами) в администрацию, управляемую назначенными чиновниками, ставшее заметным в середине XV в.», отмену кормлений, быстрый упадок в правление Ивана IV больших родовых имений (вотчин), требовавших большого количества слуг, снижение числа холопов, сопровождавших своих хозяев «конно и оружно», пороховая революция, превратившая кавалерию во второстепененный фактор в военном деле, а участие холопов в беспорядках Смутного времени завершило упадок холопьей аристократии как значимой социальной группы[28].

Страницы: 1 2

Древнеегипетская Книга мертвых. История создания «Книги мертвых».
Языческое египетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,— огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании х ...

Чудов монастырь
Чудов мужской монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский) основан в 1365 митрополитом Алексеем в память чудесного исцеления им ханши Тайдулы. Назван по центральной церкви Чуда архистратига Михаила в Хонех. При нашествии Тохтамыша в 1382 был сожжен, еще несколько раз опустошался пожарами, но всегда возобновлялся. В 16-17 вв. стал Вел ...

Ближний круг
Он был самостоятельным правителем и не имел явных фаворитов. Соавторами и исполнителями его преобразований стали молодые и не очень знатные дворяне Иван Языков и Алексей Лихачев. Из родовитых выдвинулись князья Василий Голицын (это он руководил «операцией Чигирин») и Григорий Ромодановский, которому царь не раз доверял командование всем ...