Судебник 1550 года и "Стоглав"
Составление нового свода законов - Судебника - в 1550 году продемонстрировало дворянский характер реформ "Избранной рады" со всей их непоследовательностью. Это отчасти объяснялось политикой компромиссного правительства. С одной стороны, реформы проводились в интересах дворянства и посадских слоев, но осуществлялись боярскими кругами. Все изменения не касались крупного землевладения, сохраняя экономическое могущество бояр и княжат. В Судебнике делался упор на централизацию органов управления. В судебной практике расширена сословная база за счет посадских людей и черносошной категории крестьян. Следуя за мелкими и средними собственниками, свод законов 1550 года подтвердил право выхода крестьян только в Юрьев день. Увеличивалась плата за "пожилое" - сумма, полагавшаяся феодалу. Предусматривался их уход осенью с уплатой еще 2 алтын в счет зимней повозной повинности. Основной задачей Судебника было не допускать оттока рабочей силы из дворянских поместий к боярам и в монастырские хозяйства.
Утверждался Судебник на церковном Стоглавом соборе в 1551 году. На церковном соборе была сделана попытка со стороны правительства ликвидировать Церковно-монастырские землевладения и земли, так называемые "белые слободы", наделенные податными льготами. Вопрос был поставлен, но не поддержан. На заседаниях прозвучал принцип незыблемости права церкви на недвижимость. Компромисс в этом вопросе все же был достигнут. Покупаемые земли должны были быть заявлены царю. Ограничивалось монастырское землевладение, запрещалось передавать земельные участки "на помин" усопшего боярина. Ранее это была распространенная практика расширения земельных угодий церквей и монастырей.
Конституция СССР
Съезд принял два конституционных документа – Декларацию и Договор республик об образовании СССР. На их основе, после дополнительного рассмотрения документов в ЦИК союзных республик, была разработана первая Конституция СССР. Эту конституцию утвердил II съезд Советов СССР 31 января 1924 г. В Основном Законе провозглашалась добровольность ...
Быт и нравы средневековой Украины
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала.
Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утол ...
Городская культура. Просвещение
Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следует помнить, что средневековый город не был единым — его население составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди — городские низы (мастера, мелкие торговцы, матросы «корабельных пристаниц», работные люди) — с другой. Руками го ...