Финансовая реформа
Самую выдающуюся роль сыграл Татаринов (был заграницей, специально был послан изучать финансовую структуру европейских стран).
1) В 1860 г. – организован государственный банк кредитования торговли и промышленности. Изменения классовой направленности финансовой политики (для поощрения российской буржуазии), деятельность этого банка многогранна.
2) Ввел принцип единства кассы и казны (раньше каждое ведомство – свои доходы, бюджет, растратив – никто не контролировал сколько собирали налогов и куда тратили). Кое-где денег не хватало в др. – излишки, злоупотребляли (кража). Теперь – государственный бюджет – все доходы в министерство финансов (откупа, налог, акциз), составляется расходная часть бюджета. Расписываются доходы и расходы – на обсуждении государственного совета, затем императору.
Министерство финансов – строгий контроль, лишь только император пользовался свободой.
3) Акцизная реформа 1863 г. (ранее отменены откупа на винные напитки - злоупотребления чиновников – выше цены – отравление и тд.). Теперь – каждую бутылку, лавку, завод обложить акцизом (налогом), сбором; для контроля вводилось акцизное правление, чиновники получали очень высокую зарплату (подкупить чрезвычайно сложно, честные, богатые, грамотные).
Государственный бюджет в 1862 г. – оставался феодальным:
34% дохода – давали откупа
24% - подушный сбор
2% - доходы от промышленности, торговли.
Расход:
34% - армия (столько же сколько доходу от питейных заведений)
2% - промышленное развитие.
Самую высокую заработную плату получает наместник Польши (100 тыс. руб.) – самая малая – у рабочих – 100 руб., т.е. разница может быть только в феодальном обществе.
Реформа в области просвещения.
Когда Россия стала терпеть поражения в Крымской войне – ясно, что причина в культурном отставании России. В правительственных кругах спор, нужно ли просвещать русский народ (гусар: рюмка водки полезней просвещения, доходы больше чем от продажи книг, но польза грамотность: должна прочесть вывеску «питейная» - с точки зрения правительства).
Дискуссия в пользу грамотности.