Исторические хроники » Отмена крепостного права в России » Манифест 19 февраля 1861года

Манифест 19 февраля 1861года
Страница 2

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и угодия, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получают полное освобождение и срочные льготы .

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первее всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России.

За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность Благородного Дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.

Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалась от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению Государственных постановлений.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимная доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами,по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодия, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа.

***

Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами возникали было частые недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, ив особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без должного вознаграждения или добровольной уступке; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за си соответственной повинности,

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное, Благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получили для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, перед обществом и пере самим собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им нравов. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабленным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе божием жизнью.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в сие устройство употребят бдительное попечение, чтобы сие совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времен, дабы внимание землевладельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на землю постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Страницы: 1 2 3

«Христианский век».
Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь (Макао). К 16 ...

Статьи конфедерации 1781-1788 годов
Статьи конфедерации и вечного союза между Штатами Нью-Гемпширом, Массачусетсом, Род-Айлендом и колонией Провиденсом, Коннектикутом, Нью-Йорком, Нью-Джерси, Пенсильванией, Делавером, Мерилендом, Виргинией, Северной Каролиной, Южной Каролиной и Георгией. Статья І. Эта конфедерация должна носить название «Соединенных Штатов Америки». Ста ...

«Всеобщая история» Полибия
Историографическое творчество Полибия замыкает собой большой период истории описания независимой Эллады. Труд состоит из 40 книг. С 1 по 5 Полибий рассказывает о событиях с 260 по 220 гг. Полностью была утеряна 17 книга, многие отрывки утеряны в большинстве книг. Он стремится создать свой канон написания исторического произведения. По ...