Исторические хроники » Б.Н. Чичерин и его философия права » Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве

Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве
Страница 1

Ситуация в российском обществе второй половины ХIХ века была весьма противоречивой. Заинтересованность общественности в установлении парламентарных институтов и попытка избежать революционного варианта развития событий послужили питательной почвой для развития теории либерализма. Именно в этот период в русской философии складываются основы направления, которое впоследствии будет названо классической либеральной философией естественного права. Возникает особая форма модели переустройства России: «минимум политики – максимум права». Поэтому правовая мысль русских философов была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование, в силу чего одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе, например, в работах М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, российский либерализм характеризуется сочетанием собственно либеральных устремлений с большой долей просвещенного консерватизма.

Крупной фигурой в либеральной философской мысли второй половины ХГХ века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Он родился в семье богатого и родовитого помещика. С детства Б.Н. Чичерин проявил страсть к познанию. Он владел французским, немецким и английским языками, читал в оригинале У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Скотта, пробовал перевести с латыни Вергилия. Отец выдающегося юриста, историка и философа Б.Н. Чичерина был офицером и, выйдя в отставку, занялся предпринимательством, он, также как и мать Б.Н. Чичерина – Екатерина Борисовна Хвощинская, отличался широким культурным кругозором, разносторонними интересами, был знаком со многими образованными людьми того времени.

В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании университета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, для подготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистра государственного права требовалось преодолеть испытания по государственному, полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.

Б.Н. Чичерин сдал магистерские экзамены в декабре 1851 – январе 1852 г. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вел научную работу, участвовал в деятельности земства. В начале 1880-х гг. Б. Н. Чичерин занимал пост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости «свободных учреждений», развитии земского движения, он был уволен с этой должности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию.

Б.Н. Чичерин, восприняв многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов этой доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина «правового государства». Б.Н. Чичерин, считал, что главным конструирующим элементом культуры является центральная государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и влияния. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства.

Большое влияние на взгляды Б.Н. Чичерина философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, который проблему правового государства и свободы личности рассматривал в плане формирования народного самосознания и образования универсального правового пространства, что во многом определило культурно-национальный универсализм философии права Б.Н.Чичерина.

Страницы: 1 2

Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался лидер крестьянского движения. Социальное происхождение Ивана Болотникова
Вопрос о социальном происхождении Ивана Исаевича Болотникова не имеет однозначного ответа. Одним из первых обратил на эту проблему внимание С.Ф. Платонов, отметив, что Болотников был не просто холоп, а военный холоп, или «слуга (из военной свиты) князя Телятевского»[22]. Далее, рассмотрение этого вопроса было продолжено в работах отеч ...

Судебник 1550 года и "Стоглав"
Составление нового свода законов - Судебника - в 1550 году продемонстрировало дворянский характер реформ "Избранной рады" со всей их непоследовательностью. Это отчасти объяснялось политикой компромиссного правительства. С одной стороны, реформы проводились в интересах дворянства и посадских слоев, но осуществлялись боярскими к ...

Российская империя во второй половине XVIII в. Реформы в царствование Екатерины Второй
При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдается рост крепостнических отношений. Они охватывают новые территории ...