Исторические хроники » Образование Киевской Руси » Государство Русь при первых князьях

Государство Русь при первых князьях
Страница 2

Но проблема была не только в немонархических титулах формальных правителей.

Общество ещё не самоиндефицировало себя как единое целое, как государство. Первый раз словосочетание Русская земля появляется в Игоревом договоре 945 года. Хотя и это не является прямым признаком государственности по мнению Горского: «Употребляемые в договоре термины люди русские, Русь (в этническом смысле), русин вряд ли распространялись на представителей славянских союзов племенных княжеств, сохранявших свою автономию: скорее всего, договор имел в виду население, находившееся под непосредственной властью киевского князя, т. е. обитавшее на территории вдоль пути из варяг в греки».

Правление Игоря в целом мало отличалось от Олеговского. Игорь ходил в Византию, где в 945 году заключил c ней договор. Тогда проявился ещё один признак будущего единства: «Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев». Видно, что князь был способен создать коалицию славянских племён, пусть и путём найма.

Несколькими месяцами позже Игорь был убит древлянами, племенем, платившим Киеву дань, которую он решил собрать сверх договорённой меры. Показательно, что князь по-прежнему напрямую зависел от своей дружины, обеспечивавшей его силу. Именно дружина склонила Игоря к походу в Искоростень, ради обогащения.

Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Перерасти этому интересу в нечто большее мешали традиционные мотивации обогащения, вкупе с зависимостью от дружины и сильной ещё племенной властью в городах.

Все три этих преграды были фактически устранены во время правления жены Игоря — Ольги. В год 6455 (947) Ольга отправилась к и установила погосты на всех территориях, так или иначе подконтрольных Киеву, структурированные, записанные, то есть не просто договорённые с Ольгой лично, они сделали очень много для того, чтобы объединить все эти города в единое целое.

Ольга — женщина, и, значит, не может руководить военной дружиной. Но её сын Святослав слишком мал для этого. Некоторая неясность в отношениях между князем и дружинниками привела к тому, что тесная связь, которая существовала всегда — стала ослабевать. Внутри самого войска появились две различные группы: христиане и не христиане. И, хотя христиан было меньше, однако количество ощутимое, это можно понять ещё из Игоревого договора: «Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или не христиан…». Князь стал восприниматься некоторой политической фигурой, обладающей авторитетом и без прямого контроля над дружиной. До полной независимости от дружины ещё далеко, но продвижение в этом направлении существует.

Никаких военных побед и завоеваний, за исключением мести за мужа древлянам Ольга не совершила. Благодаря новым законам, а именно при Ольге появились первые письменные законы, и приостановке внешней экспансии границы державы, как называет её Гумилёв, утвердились и стали восприниматься как единое целое. Не хватало только одного — общей религии, которая сплотила бы города ещё больше, наладила бы взаимопонимание между людьми и в будущем сформировала бы у них примерно сходную систему ценностей. Ольга совершила важнейший шаг и в этом направлении, став первым русским правителем, принявшим христианство: «Ольга же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил». Приняв крещение, Ольга тем самым включила свой народ в состав христианского мира, сделав возможным крещение всего населения в целом. То, что под крещением Ольги подразумевалась вся Русь, а не только конкретная личность, говорят слова патриарха: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих».

Страницы: 1 2 3

Жизнь царицы Марии Ильиничны
Жизнь царицы Марии Ильиничны являлась как бы примером для всех цариц дома Романовых второй половины XVII века. Мария стала женой царя Алексея Михайловича благодаря весьма неприглядном интриге, к которой она лично не имела никакого отношения. А началось все 12 июля 1645 года, когда умер царь Михаил Федорович. В тот день русский трон зан ...

Триумф
Наконец, пришло время триумфа. В 1875 году французский химик Поль-Эмиль Лекок де Буабодран открыл в минерале вюртците - сульфиде цинка ZnS - предсказанный Менделеевым "экаалюминий" и назвал его в честь своей родины галлием Ga (латинское название Франции - "Галлия"). Он писал: "Я думаю, нет необходимости настаива ...

Военный фактор и его роль в процессе объединения русских земель. Усиление военных действий с середины XIV века
Незаметно центр объединительного процессе перемещался на северо-запад Москвы, что способствовало активному усилению Московского княжества при князе Даниле Александровиче. "Примыслы" Даниила Александровича не только увеличили территорию Московского княжества по меньшей мере втрое, но и раздвинули ее до естественных границ: на ...