Исторические хроники » Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.) » Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.. Законодательное оформление нового режима.

Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.. Законодательное оформление нового режима.
Страница 6

4) установление социальной справедливости,

5) создание сильной национальной армии,

6) установление подлинно демократической системы.

Возможно, что трехлетний срок между приходом к власти «Свободных офицеров» и провозглашением ими своей политической программы обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.

19 мая 1955г. в офицерском клубе в Каире Насер отметил, что по окончании «переходного периода», срок которого истекает в январе 1956г. будет создан национальный парламент, но «партии будут по-прежнему запрещены».[67] Поэтому, после окончательного вывода оккупационных войск 13 июня 1956г. правительство отменило закон о военном положении, введенный после революции, а также амнистировало всех политических заключенных.

В сжатом виде взгляды Насера на проблемы политико-экономического развития страны в период с 1952г. по 1956г. получили отражение в тексте конституции 1956г., подготовленной при личном участии президента республики.[68] Её основные положения сводились к следующему: социальная солидарность является основой египетского общества; национальная экономика должна быть организована в соответствии с планами, которые защищают принципы социальной справедливости и имеют своей целью развитие производства и подъём жизненного уровня; капитал используется в интересах национальной экономики, но не в ущерб общественному благу; законодательство гарантирует сотрудничество в области общественной, экономической деятельности и способствует развитию деловой активности; государство берёт на себя контроль за социальным обеспечением.[69] В стране признавалась частная собственность и частная экономическая деятельность, которая не могла подвергаться вмешательству государства, однако, при условии, что она не наносит ущерба общественным интересам, не ставит под угрозу безопасность народа, не затрагивает его свободу и достоинство. Поэтому, предусмотренная Конституцией возможность экспроприации частной собственности могла быть использована только «в общественных интересах и за справедливую компенсацию по закону».[70]

Таким образом, согласно выдвинутой Насером концепции дальнейшего развития Египта, государство должно было стать координирующим и регулирующим инструментом, как политических, так и социально-экономических процессов преобразования египетского общества на основе введения элементов плановой экономики, протекционизма, социальных дотаций, обеспечения реализации гражданских прав, а также уравнения материальной обеспеченности различных социальных слоев.

Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства закрепило суверенитет Египта и означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования был избран президентом, а Совет руководства революцией сложил свои полномочия.

После принятия новой конституции в стране был создан парламент – Национальная Ассамблея,[71] которая стала более представительным органом, чем предыдущие египетские парламенты: минимум 50 % депутатов были рабочими и феллахами[72], а профсоюзы играли важную роль в законотворчестве. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины впервые получили избирательное право. [73] Необходимо заметить, что сформированная после принятия Конституции 1956г. единственная официальная политическая организация – Национальный союз – получила в лице своего Комитета право отклонения и утверждения кандидатур при выборах в парламент и профсоюзное руководство. Члены Комитета[74] назначались президентом, который одновременно являлся председателем Национального союза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Реорганизация государственного управления
Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов. Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, — запи ...

Борьба за избирательную реформу.
После окончания наполеоновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это привело к сокращению их производства и к росту безработицы. Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за границы еще больше снизит це ...

Франко-русские взаимоотношения  в 1714-1774 годах. Общие тенденции межгосударственных отношений
Охарактеризуем те тенденции во взаимоотношениях Франции и России, которые были определяющими для всего периода. Один из французских историков и дипломатов Альфред Рамбо (1842-1905 гг.), так говорил о франко-русских отношениях того времени[11]: «До 1654 г. Россия для нас безразлична; в 1654 - 1726 гг. она становится для нас стеснительно ...