Исторические хроники » Культура России в ХIХ веке » Театр и музыка

Театр и музыка

В первой половине ХIХ в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия ХIХ в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. из русских автор наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы ХIХ в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине ХIХ в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине ХIХ в., развивались и приумножались в последующее время.

Судебник Ивана IV (царский) 1550 г. Соборное Уложение 1649 г.
Исправить этот недостаток Судебника 1497 г. пытался Василий III, дополнивший законодательство своего отца. Но до нас этот исправленный Судебник не дошел. Вторую попытку предпринял Иван IV, создав новый Судебник в 1550 г., в основу которого был положен заметно переработанный Судебник Ивана III с поправками отца и собственными новыми узак ...

Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах
Л.Н.Гумилев, открыв перечисленные и описанные им категории новой науки — этнологии, новых объектов изучения — этноса и этносферы, приберег силы ума и талант историка для написания в пользу "неучей", как он говорил, опуса по Всемирной истории. Фрагменты этих размышлений вошли в его монографии "Этногенез и биосфера Земли&qu ...

Начало  северной  войны. Нарвская  виктория шведов.
Петр вернулся из-за границы, не сумев собрать союз против Турции, а собрал он союз против Швеции. Уже говорилось, что Швеция к концу XVII века владела Балтийским морем. И вот русский царь Петр I, саксонский кюрфюрст Август II (он же и король Польши), датский король Фридрих заключили в 1696 году соглашение против шведского короля Карла ...