ПолководецСтраница 1
Составляющие военного гения Наполеона – это безграничная уверенность в себе, то, что он называет своей «звездой»; это быстрое и богатое воображение; почти сверхъестественная интуиция, помогающая ему предугадывать реакцию противника; это тщательное претворение в практику стратегических принципов и чудовищная сила воли, проявляющаяся в момент принятия тактических решений.
Прусский военный писатель Карл фон Клаузевиц, утверждал в своём трактате «О войне», что Наполеон был «олицетворением бога войны».
Но больше всего удивляешься тому, что этот бог умел оставаться совершенно простым человеком и испытывал некоторое удовольствие, объясняя свой гений лишёнными всякой напыщенности словами:
- Военное искуство – это простое искусство, вся суть его в исполнении; оно не допускает неопределённости; в нём всё от здравого смысла, ничего от идеологии… Оно не требует сложных манёвров, предпочтительны самые простые; превыше всего требуется здравый смысл… Это как кулачный бой: чем больше наносишь ударов, тем лучше… Всё искусство войны заключается в хорошо продуманном, исключительно осмотрительном отступлении и дерзком и быстром наступлении… Надо быть медлительным в процессе принятия решения и стремительным в исполнении.
Молодой артиллерийский лейтенант Бонапарт почерпнул свои идеи из сокровищницы человека, которым он пылко восхищается, называет его «тактиком прежде всего», - это король Прусси Фридрих II – «Фридрих Великий». Его наука – с легко подвижной армией и за счёт смелых манёвров побеждать противника, численно превосходящего, но не умеющего передвигаться.
Наполеон приспособит эту науку к своим нуждам выработает тактические принципы, от которых никогда не отступит: завлечь противника на разведанную местность, занять своими войсками оставленные им пустоты, прижать его к естественному препятствию – высотам или реке и, поймав его таким образом в ловушку и сделав беззащитным перед огнём артиллерии, обрушиться на врага и раздавить его, атакуя сначала по всему фронту, чтобы обнаружить слабое звено, проделать брешь, а потом окончательно сокрушить неприятеля с помощью резервов. Наполеона начнут побеждать лишь тогда, когда его противники достаточно полно изучат его искусство и разработают эффективные средства защиты.
Тактика поднимается до уровня стратегии. Наполеон утверждает, что нет необходимости наносить противнику поражение по всей ширине фронта, достаточно попросту нанести сильный удар по одному его участку, который он называет «засовом».
Как только брешь проделана, - говорит он, - равновесие нарушено; всё остальное становится бесполезным.
Именно такой сильный удар, именуемый им «решающей атакой», имеет он в виду, когда пишет, что «судьба битвы решается мгновением». Как подготавливает он её? Как выбирает цель? Он отвечает предельно сжатой формулой:
- Сначала надо ввязаться – повсюду, - а потом будет видно.
На самом деле план всегда готов заранее, и император, положив палец на карту, спокойно объявляет застывшему в молчании окружению:
- Я побью врага здесь.
При Наполеоне – артиллерийском офицере – пушкам было предназначено играть решающую тактическую роль.
- Крупные сражения, - заявляет он, - выигрываются артиллерией… Артиллерия стала сегодня подлинным вершителем судеб армий и народов… Ударами пушек бьются как ударами кулаков… Искусство состоит в том, чтобы сосредоточить максимум огня на одной точке… Как только начата схватка, выигрывает её наверняка тот, кто изловчится внезапно и незаметно для противника доставить на место неожиданную для него массу артиллерийских орудий.
Артиллерия, следовательно, должна подготовить атаку и выиграть её, проделав бреши в линиях врага и следовать за кавалерией, чтобы помочь ей развить успех.
Кавалерии отводится главная роль в развитии первого успеха.
Развитие русского флота и военно-морского искусства во второй половине XVIII в.
Восстановление боевой мощи русского ВМФ началось с 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. Во второй половине XVIII в., создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось насущной необходимостью дальнейшего экономического развития Русского го ...
Детство и юность Бисмарка
Отто фон Бисмарк (Эдуард Леопольд фон Шенхаузен) родился 1 апреля 1815 года в родовом поместье Шенхаузен в Бранденбурге к северо-западу от Берлина, третий сын прусского землевладельца Фердинанда фон Бисмарка-Шенхаузена и Вильгельмины Менкен, при рождении получил имя Отто Эдуард Леопольд.
Поместье Шенхаузен находилось в самом сердце про ...
Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х
годах
Развитие отрасли сдерживали благодушие и слабая организаторская работа «номенклатуры» аппарата управления. Как и в других отраслях экономики, в Аэрофлоте распространилась рапортомания вместо компетентного, критического и принципиального осмысливания происходящих застойных процессов и воплощения в повседневную жизнь намечаемых мероприяти ...