Исторические хроники » Наполеон Бонапарт » Полководец

Полководец
Страница 1

Составляющие военного гения Наполеона – это безграничная уверенность в себе, то, что он называет своей «звездой»; это быстрое и богатое воображение; почти сверхъестественная интуиция, помогающая ему предугадывать реакцию противника; это тщательное претворение в практику стратегических принципов и чудовищная сила воли, проявляющаяся в момент принятия тактических решений.

Прусский военный писатель Карл фон Клаузевиц, утверждал в своём трактате «О войне», что Наполеон был «олицетворением бога войны».

Но больше всего удивляешься тому, что этот бог умел оставаться совершенно простым человеком и испытывал некоторое удовольствие, объясняя свой гений лишёнными всякой напыщенности словами:

- Военное искуство – это простое искусство, вся суть его в исполнении; оно не допускает неопределённости; в нём всё от здравого смысла, ничего от идеологии… Оно не требует сложных манёвров, предпочтительны самые простые; превыше всего требуется здравый смысл… Это как кулачный бой: чем больше наносишь ударов, тем лучше… Всё искусство войны заключается в хорошо продуманном, исключительно осмотрительном отступлении и дерзком и быстром наступлении… Надо быть медлительным в процессе принятия решения и стремительным в исполнении.

Молодой артиллерийский лейтенант Бонапарт почерпнул свои идеи из сокровищницы человека, которым он пылко восхищается, называет его «тактиком прежде всего», - это король Прусси Фридрих II – «Фридрих Великий». Его наука – с легко подвижной армией и за счёт смелых манёвров побеждать противника, численно превосходящего, но не умеющего передвигаться.

Наполеон приспособит эту науку к своим нуждам выработает тактические принципы, от которых никогда не отступит: завлечь противника на разведанную местность, занять своими войсками оставленные им пустоты, прижать его к естественному препятствию – высотам или реке и, поймав его таким образом в ловушку и сделав беззащитным перед огнём артиллерии, обрушиться на врага и раздавить его, атакуя сначала по всему фронту, чтобы обнаружить слабое звено, проделать брешь, а потом окончательно сокрушить неприятеля с помощью резервов. Наполеона начнут побеждать лишь тогда, когда его противники достаточно полно изучат его искусство и разработают эффективные средства защиты.

Тактика поднимается до уровня стратегии. Наполеон утверждает, что нет необходимости наносить противнику поражение по всей ширине фронта, достаточно попросту нанести сильный удар по одному его участку, который он называет «засовом».

Как только брешь проделана, - говорит он, - равновесие нарушено; всё остальное становится бесполезным.

Именно такой сильный удар, именуемый им «решающей атакой», имеет он в виду, когда пишет, что «судьба битвы решается мгновением». Как подготавливает он её? Как выбирает цель? Он отвечает предельно сжатой формулой:

- Сначала надо ввязаться – повсюду, - а потом будет видно.

На самом деле план всегда готов заранее, и император, положив палец на карту, спокойно объявляет застывшему в молчании окружению:

- Я побью врага здесь.

При Наполеоне – артиллерийском офицере – пушкам было предназначено играть решающую тактическую роль.

- Крупные сражения, - заявляет он, - выигрываются артиллерией… Артиллерия стала сегодня подлинным вершителем судеб армий и народов… Ударами пушек бьются как ударами кулаков… Искусство состоит в том, чтобы сосредоточить максимум огня на одной точке… Как только начата схватка, выигрывает её наверняка тот, кто изловчится внезапно и незаметно для противника доставить на место неожиданную для него массу артиллерийских орудий.

Артиллерия, следовательно, должна подготовить атаку и выиграть её, проделав бреши в линиях врага и следовать за кавалерией, чтобы помочь ей развить успех.

Кавалерии отводится главная роль в развитии первого успеха.

Страницы: 1 2

Завершение разгрома противника в Литве и Латвии
Успешное наступление правого крыла 1-го Прибалтийского фронта на рижском направлении в середине сентября немало встревожило гитлеровское командование. Стремясь остановить советские войска, оно предприняло два мощных контрудара: один - из района юго-западнее Елгавы силами 3-й танковой армии и другой - из района Балдоне силами четырех пех ...

Возвышение исполнительной власти.
Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств. Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасе ...

Культура Чехии первой половины XIX века
Развитие чешской культуры в первой половине XIX в. ознаменовалось возрождением национального языка и литературы, успехами национального театра и изобразительного искусства, появлением научных и литературных периодических изданий на чешском языке, прогрессом науки о прошлом чешского народа. Начало культурному возрождению было положено у ...