P. S.
После падения Наполеона, Шатобриан, почти полвека осыпавший его бранью и сарказмами, в “Записках из потустороннего мира”, напишет:
«Наполеон велик отнюдь не тем, что им было сказано, произнесено или написано, он велик не любовью к свободе, которой никогда не испытывал и не стремился утвердить. Он велик тем, что создал мощную и надёжно работающую систему правления, свод законов, воспринятый различными странами, судебную систему, учебные заведения, сильную, деятельную и разумную администрацию, которой мы и сейчас пользуемся. Он велик тем, что возродил и просветил Италию и непревзойдённо управлял ею. Он велик тем, что из хаоса во Франции родил порядок, вновь воздвиг алтари, тем, что заставил ошалелых демагогов, обуянных гордыней учёных, анархиствующих литераторов, атеистов-вольтерьянцев, ораторов с перекрёстков, тюремных и уличных душегубов, оборванцев, заполнявших трибуны, клубы и эшафоты, - заставил всех их служить себе. Он велик тем, что подчинил своей воле солдат, равных ему, полководцев, стоявших над ним или бывших ему соперниками. Он в особенности велик тем, что сделал себя сам, что сумел, не имея иной опоры, кроме своего гения, заставить 36 миллионов подданных повиноваться себе в эпоху, когда троны не порождали ни малейших иллюзий. Он велик тем, что сумел смести со своего пути всех противостоящих ему государей, разбить все армии, независимо от степени их организованности и доблести, тем, что его имя узнали как дикие народы, так и цивилизованные, тем, что превзошёл всех предшествовавших ему победителей, тем, что заполнил целое десятилетие столькими чудесами, что и сегодня их трудно уразуметь».
Развитие культуры, образования и науки
Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, ...
Военные компании Османской империи в первой мировой войне. Военное
поражение Турции. Компании 14 – 16 годов
Венные действия Турции пришлось вести на 4 фронтах: Балканском, Кавказском, Месопотамском и Синайском.Общий план военных действий прояснился в середине сентября 1914 года и первоначально представлял 2 основных направления синайское и кавказское. Оба они были продиктованы, прежде всего, собственными интересами Османской империи. На перво ...
Военная организация и армии феодальных государств
Вся история феодального общества в Западной Европе делится на три периода - период складывания феодальных отношений (VI—XI вв.), период развитого феодализма (XII—XV вв.) и период разложения феодализма (XVI—XVII вв). Каждому из этих периодов присущи определенные особенности экономического и политического устройства феодальных государств, ...
