Исторические хроники » Петр Первый » На  ассамблеях.

На  ассамблеях.

Ассамблеи возможно относятся не к самым важным новшествам. Но это было самое характерное новшество, своего рода символ эпохи, в том смысле что оно не имело предшественников. Если в архитектуре и живописи, равным образом и в просвещении можно было проследить преемственную связь с предшествующим столетием, то ассамблеи возникли, как говориться, они не имели традиций, целиком являясь порождением преобразований, новым явлением эпохи.

В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей, установил очерёдность их созыва. Сам он стремился не пропускать ни одной ассамблеи.

Ассамблея, ─ разъяснял царь в указе ─ слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с женами туда должны были являться чиновники, высшие офицеры, вельможи, корабельные мастера, богатые купцы и учёные. Начинались ассамблеи в 4-5 часов дня и продолжались до 10 часов вечера. Хозяева к которым съезжались гости на ассамблеи должны были предоставить им помещение, а также лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шахматы и в шашки. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно, страстным шахматистом слыл и Меншиков.

Ассамблея ─ место непринужденным встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Каждый мог проводить время так, чтобы получить удовольствие: одних интересовали танцы и они кружились парами, другие вели оживлённую беседу, делились новостями, третьи напряженно размышляли за шахматным и шашечным столиками над очередным ходом. Четвёртые отводили себе пассивную роль зрителей или слушателей. Такой ассамблея представлялась царю, такой он хотел её видеть.

Но и непринуждённость, и неподдельное веселье, и уменье вести светский разговор, и вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровской эпохи царила удручающая скука, над гостями возникла угроза каким-либо поступком вызвать раздражение царя. Танцевали словно отбывали неприятнейшую повинность ─ с каменным от напряжения лицом и плохо повиновавшимися ногами. Беседы тоже не получались ─вместо них получались односложные ответы на простенькие вопросы. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что им не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые и только смотрят друг на друга».

Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже ─ летом. Периодичности никакой не существовало. В 1719 году, например, первая ассамблея была проведена у генерала Вейде 18-го января, следующая ─ в четверг 25 января у князя Долгорукого, через день ─ у князя Черкасского. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь.

Гости приглашались в Летний сад или загородную резиденцию ─ Петергоф.

Правилам этикета Петр обучал придворных с таким же усердием, как офицеров военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она примечательна, как свидетельство того, какие элементарные правила поведения внушал царь своим придворным: «Кому будет дана карта с нумером постели, то тут спать имеет не перенося постели ниже другому дать или от другой постели взять». Или ещё более выразительный пункт: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели».

По примеру светских ассамблей высшее духовенство и члены Синода устраивали свои ассамблеи.

Ассамблеи открывали новую форму общения людей. Главное их значение состояло в том, что они положили конец затворнической жизни столичных женщин. Из терема, закрытого для посторонних глаз они вышли в свет.

Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950—1960 гг. Центробежные тенденции в британском Содружестве наций
В 50-х годах основное направление внешней политики Великобритании фактически не изменилось по сравнению с первыми послевоенными годами. Ее внешнеполитический курс базировался на концепции “трех кругов”, сформулированной Черчиллем. Суть этой концепции заключалась в том, что Англии якобы было обеспечено особое влияние на ход международных ...

Эволюция государственно-правовой и политической системы России в XIX в. Правление Александра I
Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором ...

История праздника славянской письменности
Имена великих просветителей славянских народов благоговейно чтутся в России, Болгарии, Сербии и других странах. В 1862 году русская общественность впервые отметила день памяти святых Кирилла и Мефодия как общенациональный праздник. Традиция празднования в честь словенских Первоучителей была надолго прервана трагическими событиями нач ...