Исторические хроники » Петр Первый » На  ассамблеях.

На  ассамблеях.

Ассамблеи возможно относятся не к самым важным новшествам. Но это было самое характерное новшество, своего рода символ эпохи, в том смысле что оно не имело предшественников. Если в архитектуре и живописи, равным образом и в просвещении можно было проследить преемственную связь с предшествующим столетием, то ассамблеи возникли, как говориться, они не имели традиций, целиком являясь порождением преобразований, новым явлением эпохи.

В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей, установил очерёдность их созыва. Сам он стремился не пропускать ни одной ассамблеи.

Ассамблея, ─ разъяснял царь в указе ─ слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с женами туда должны были являться чиновники, высшие офицеры, вельможи, корабельные мастера, богатые купцы и учёные. Начинались ассамблеи в 4-5 часов дня и продолжались до 10 часов вечера. Хозяева к которым съезжались гости на ассамблеи должны были предоставить им помещение, а также лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шахматы и в шашки. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно, страстным шахматистом слыл и Меншиков.

Ассамблея ─ место непринужденным встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Каждый мог проводить время так, чтобы получить удовольствие: одних интересовали танцы и они кружились парами, другие вели оживлённую беседу, делились новостями, третьи напряженно размышляли за шахматным и шашечным столиками над очередным ходом. Четвёртые отводили себе пассивную роль зрителей или слушателей. Такой ассамблея представлялась царю, такой он хотел её видеть.

Но и непринуждённость, и неподдельное веселье, и уменье вести светский разговор, и вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровской эпохи царила удручающая скука, над гостями возникла угроза каким-либо поступком вызвать раздражение царя. Танцевали словно отбывали неприятнейшую повинность ─ с каменным от напряжения лицом и плохо повиновавшимися ногами. Беседы тоже не получались ─вместо них получались односложные ответы на простенькие вопросы. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что им не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые и только смотрят друг на друга».

Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже ─ летом. Периодичности никакой не существовало. В 1719 году, например, первая ассамблея была проведена у генерала Вейде 18-го января, следующая ─ в четверг 25 января у князя Долгорукого, через день ─ у князя Черкасского. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь.

Гости приглашались в Летний сад или загородную резиденцию ─ Петергоф.

Правилам этикета Петр обучал придворных с таким же усердием, как офицеров военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она примечательна, как свидетельство того, какие элементарные правила поведения внушал царь своим придворным: «Кому будет дана карта с нумером постели, то тут спать имеет не перенося постели ниже другому дать или от другой постели взять». Или ещё более выразительный пункт: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели».

По примеру светских ассамблей высшее духовенство и члены Синода устраивали свои ассамблеи.

Ассамблеи открывали новую форму общения людей. Главное их значение состояло в том, что они положили конец затворнической жизни столичных женщин. Из терема, закрытого для посторонних глаз они вышли в свет.

День славянской письменности,  просвещения и культуры
Есть лирика великая - Кириллица! Как крик у Шостаковича - “Три лилии!” - Белеет “Ш” в клавиатуре Гиллельса - Кириллица! И фырчит “Ф”, похожее на филина, Забьет крылами “У” горизонтальное - И утки унесутся за Онтарио. В латынь - латунь органная откликнулась, А хоровые клиросы - В кириллицу! “Б” вдаль из-под ладони з ...

Наследие Александра Македонского
Александр не смог обеспечить создание единого народа «персоэллинов», о котором мечтал, ни даже обеспечить целостности созданного им государства. Но он содействовал созданию новых, более гибких политических форм на Ближнем Востоке. Первым важным шагом Александра, способствовавшим упрочению центрального правительства, было разделение влас ...

Перемены в характере Филиппа
После поражения, при Киноскефалах в 197 г. до Р. Х. Филипп отправил щитоносцев сжечь царские бумаги[27]. Полибий подчеркивает, что памятовать свои обязанности и в нечестии – достойный царя образ действий. Он хорошо понимал, что если римляне захватят его записки, то получат в них важное орудие, как против него самого , так и против друзе ...