Исторические хроники » Культура и быт Киевской Руси » Литература Киевской Руси. Былины. Летописание. «Слово о полку Игореве»

Литература Киевской Руси. Былины. Летописание. «Слово о полку Игореве»

Былины.

В Х в., в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр — героический былинный эпос. Былины резко отличались от -прид­ворных славословий, которые мы находим в летописях.

Эпоха полюдья и дальних заморских путешествий за тысячи километров от Киева не оставила следа в русской эпической поэзии. Народ не участвовал в этих торговых по­ездках и не отразил их в своем творчестве. Однако, когда встала задача обороны земли от усилившихся кочевников, народ начал воспевать своих защитников в незабываемых образах былинных богатырей.

Князь Святослав, воевавший с Волжской Болгарией, разгромивший Хазарский каганат и скрестивший меч с императором Византии, был, очевидно, воспет придворными певцами (следы чего мы видим в летописи), но имя его не попало в народные былины, так как этот князь действовал «приобретая и сохраняя чужие земли и пренебрегая родной». Не отражены в былинах княжеские усобицы Х—XIII вв., равно как и известные князья, принимавшие участие в распрях и «которах» (например, Ярослав Мудрый, Юрий Долгору­кий и др.).

Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину сына Святослава — Олега, который воевал с варягами (975). Целый цикл богатыр­ских былин народ сложил о другом сыне Святослава — Владимире, активно оборо­нявшем Русь от печенегов. Его любовно называли Красным Солнышком. Одним из главных героев этого цикла был крестьянский сын богатырь Илья Муромец, а другим героем —Добрыня Никитич (его прототип — дядя князя Владимира). Во второй цикл вошли былины, связанные с именем князя Всеслава Полоцкого, народного избранника во время восстания 1068 г.

Третий цикл богатырских былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половца­ми. Здесь врагами былинных героев являются не полумифические персонажи вроде Соловья-Разбойника, а реальные половецкие ханы, нападавшие на пограничное княжество Моно­маха: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («Шарк-Ве-ликан»). В эпической переработке оба князя Владимира, разделенные целым столетием, слились в единый образ «Владимира Красное Солнышко стольнокиевского».

Былины пелись торжественно и медленно, как гимны мужеству и отваге богатырей. Б. Д. Греков справедливо называл былины «устным учебником родной истории».

Летописание.

Наибольший интерес для нас представляют русские летописи, описания путешествий, юридические кодексы, полеми­ческие трактаты. Для большинства из них характерны широкий общерусский взгляд на события и явления, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против орд кочевников, стремление к прекращению ра­зорительных междоусобных войн русских князей.

Почетное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые лето­писные погодные записи относятся еще к IX в. (историки извлекли их из не дошедших до нас источников XVI в.). Это краткие за­метки в одну-две строки. Постепенно летопи­сание становилось более подробным. До нас дошли лишь поздние списки (XIV—XV вв.) летописей, и благодаря трудам таких истори­ков, как А. А. Шахматов (1864—1920), А.Н. Насонов (1898—1965) и др., удалось восстановить интересную историю летопис­ного дела. Первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений, за­конченный в 997 г. Его составитель описал события

IX—Х вв., старинные легенды, пересказал придворную эпическую поэзию, вос­хвалявшую княгиню Ольгу, Святослава и осо­бенно Владимира Святославича, в княжение которого составлялась летопись.

Летописи писались при княжеских дворах, в монастырях, а иногда летописцами стано­вились горожане или бояре. Некоторые лето­писи были написаны управителями княжеско­го домена; в таких книгах упоминались не только имена князей-полководцев, но и сум­мы, которые платили князю, нанятому для участия в усобицах, и реестры княжеского имущества, взятого противником: старые кобылы, стога сена, церковные колокола и т.д.

Летописанием занимался и князь Влади­мир Всеволодич Мономах. В «Поучении» он перечисляет ряд своих достоинств, в под­крепление слов о непрестанной борьбе с по­ловцами приводит перечень важнейших похо­дов, в которых он участвовал или которыми предводительствовал. Всего «путей» было 83. Этот перечень производит впечатление кон­спекта, составленного князем для какой-то подробной летописи. «Поучение», написанное около 1099 г. (и дополненное позднее), дошло до нас в единственном списке 1377 г.

В XII в. летописи стали особенно подробными. В них ярко проявлялись классо­вые и политические симпатии авторов и их покровителей. Для летописцев-церковников характерен средневековый провиденциализм, т.е. объяснение всех исторических событий божьей волей или кознями дьявола.

Летописцы не всегда были историками, их главная задача состояла в описании совре­менных им событий (преимущественно во­енных), в оценке противоборствующих сил, в оправдании одних исторических лиц и обвине­нии других. Реже всего в феодально-цер­ковном летописании отражались интересы народных масс. Можно назвать один фраг­мент Владимиро-Суздальской летописи, где автор открыто встал на защиту закабаляе­мых горожан. Это запись о пожаре в городе Владимире в 1192 г., когда выгорела полови­на столицы княжества. Уцелевшие богатые люди предоставляли погорельцам кров и хлеб только при условии кабальных записей. Летописец (им мог быть, согласно одной гипотезе, знаменитый Даниил Заточник) обнародовал это хищническое отношение к согражданам и резко осудил его.

Революционизирование армии
Положение солдат на фронте было крайне тяжелым. Плохо одетые и обутые, они жили впроголодь, гнили в залитых водой окопах. Врачей было мало, не хватало госпиталей, медикаментов. Тысячи солдат гибли, не получая своевременной медицинской помощи. Военные поражения, плохое снабжение, бездарность командования, большие неоправданные потери вы ...

Древнеегипетская Книга мертвых. История создания «Книги мертвых».
Языческое египетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,— огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании х ...

Первая мировая война
В последние десятилетия XIX в. и в первое десятилетие XX в. в мировом сообществе сложились две враждебные политиче­ские группировки империалистических государств, начавшие в 1914 г. мировую войну — Тройственный союз и Антанта. Герма­ния, Австро-Венгрия и Италия, оформившиеся в Тройственный союз, и Англия. Франция и Россия, объединившиес ...