Исторические хроники » Восстание декабристов » Формирование мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения декабристов
Страница 1

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового 19в столетия : или в последнее десятилетие 18в.

Все декабристы были по происхождению дворянами, принадлежащим к привилегированному сословию тогдашней крепостной России.

Росли они в обеспеченных семьях и учились кто в Московском университете кто в Московской школе а, кто Царскосельском лицее.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. Устраивали в день по несколько десятков баллов в роскошных особняках когда рядом ютились в лачугах мещане и трудовая беднота. В учебниках студенты читали что законы должны быть для всех одинаковы, что уже противоречило действительности. Юношеская мысль от наблюдений устремлялась то к действительности то снова к книге. Потихоньку из рук в руки студенты передавали запрещенную книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Человек «родится в мир равен во всем другому»говорилось в этой книге. Жесткие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью окружавшей юношей. Будущий декабрист Николай Тургенев, студент Московского университета, в 1808 г., вернувшись с лекции профессора Цветаева записал в своем дневнике: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. Так же характерна запись лекции«Цветаев приводил пример, что многие молокососы, скачущие в каретах, позволяют своим форейторам бить бедных простолюдинов на улицах несмотря на то что на улице стоят полицейские чиновники.

Цветаев вызывает у Тургенева вереницу мыслей: он на называет, уже от себя, этих молокососов «извергами рода человеческого»предлагает взыскивать с полицейских, возмущается,что иностранцы обвиняют русский народ в прирожденной «грубости»,и обещает первому такому политику воткнуть в рот палку.

В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. «В сенате много дураков», - записывает он однажды.

Подрастающие декабристы с детства привыкли слышать о воинской славе России о блестящих победах. Будущие декабристы –Владимир Раевский и Г.С Батеньков, подружившись еще во время учения в кадетском корпусе, проводили целые вечера в «патриотических мечтаниях»Впервые юные друзья осмелились осуждать царя и его поступки. В той же Москве около 1811 г. среди будущих декабристов образовалось «юношеское собратство»,члены которого были увлечены идеями «общественного договора».

Подавляющее большинство будущих членов тайной организации оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений.

Революционный характер идеологии декабристов определился не сразу, а постепенно.

Условия в которых созрело первое русское революционное движение было тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе так и в России.

Общественное оживление тех лет было чрезвычайным.

Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного права. Росла борьба между правительством и народом. В этой атмосфере и выросли декабристы.

Страницы: 1 2

Реформа Карла Мартелла
Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должно­стей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали ...

Государство махдистов (1885-1898)
В обстановке социальной нестабильности и возбуждения, подогреваемого известиями о событиях в Египте, где усилилось национальное движение, и ожидания хиджры (1882 г.), в августе 1881 г., в дни Рамадана, на острове Аба (Белый Нил) выступил с проповедью шериф (т.е. потомок пророка Мухаммеда) Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах. Он объявил себя Мах ...

Быт и нравы средневековой Украины
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утол ...