Исторические хроники » Политическое развитие США после гражданской войны в 1861 году » Политика «Открытых дверей»

Политика «Открытых дверей»

Если у Маккинли и были какие-либо сомнения в отношении целесообразности империалистического внешнеполитического курса, то успешное для США развитие событий испано-американской войны продемонстрировало их необоснованность – уже в ходе войны президент заявил, что по ее окончании США сохранят за собой все, что захотят. В том же 1898 г. он заявил: «Нам нужны Гавайи так же, если не больше, чем была нам нужна Калифорния. Это предопределенная судьба». Установив контроль над островами Карибского моря и срединной частью Тихого океана, США вплотную приблизились к Азиатскому материку, превратившемуся в последней четверти XIX в. (наряду с Африканским) в объект все возрастающих торгово-экономических интересов ведущих европейских государств. С приобретением в 1899 г. прав на часть архипелага США открыли путь своим торговым кораблям в Австралию и Новую Зеландию.

В 1898 г., несмотря на обострявшееся экономическое соперничество за источники сырья и рынки сбыта, США предприняли попытки наладить англо-американское межимпериалистическое сотрудничество в колониальном мире, и в частности в Азии и на Дальнем Востоке.

На рубеже веков США предприняли попытку сформировать англосаксонское единство и в борьбе со «славянской экспансией» в Северном Китае, которая была названа серьезной угрозой англо-американским торгово-экономическим интересам в регионе, достойной даже объединения военных усилий двух держав. Основным толчком к проявлению интереса США к региону стало поражение Китая в японо-китайской войне 1894–1895 гг. Эта война значительно ухудшила политическое и экономическое положение Китая, чем решили воспользоваться все ведущие страны мира (включая Россию), пытаясь получить в аренду земельные владения в этой стране или расширить сферы своего влияния в Азии и на Дальнем Востоке. Крупнейшие европейские державы приобрели в Китае (в дополнение к полученным ими торговым привилегиям и инвестиционным возможностям) военно-морские базы, а также получили право покупки территории и расширения тем самым сфер своего влияния. США были обеспокоены прежде всего явным намерением Великобритании экономически закрепиться в регионе в ущерб другим странам. Доктрина «открытых дверей» была разработана в основном англичанами и принята американцами лишь после внесения в нее отвечающих интересам США поправок.

В сентябре 1899 г. в адрес глав правительств Великобритании, Германии, Франции, Италии, России, Австрии и Японии были направлены идентичные ноты за подписью госсекретаря Джона Хэя. В них содержалось заявление правительства США о желании сохранить в Китае «открытый рынок для всей мировой торговли» и «устранить опасные источники международной напряженности» в интересах соблюдения равенства торгово-экономических возможностей всех заинтересованных в этом регионе держав (включая распространение на всех равных ставок таможенных пошлин, сборов за стоянку судов и стоимости железнодорожных перевозок). Ради достижения этой цели американское правительство решительно выступило против выплаты Китаем крупных послевоенных контрибуций, опасаясь, что непомерные санкции разрушат и без того ослабленную войной китайскую экономику и скажутся на перспективах развития китайского рынка. В марте 1900 г. США официально провозгласили политику «открытых дверей» в отношении Китая, закрепив тем самым за собой право на участие в будущем разделе этой страны между империалистическими державами.

Президентство Маккинли было периодом экономического бума – бурными темпами рос объем капиталовложений в экономику страны; золото (упрятанное в подвалы казначейства в годы правления президента Кливленда) вновь было пущено в обращение; вопреки Антитрестовскому закону Шермана продолжали расцветать и богатеть промышленные тресты и банки; новая система таможенных тарифов надежно охраняла внутренний американский рынок от товаров, производимых иностранными конкурентами. Экономические и социальные проблемы искусно скрывались за блестящим фасадом «всеобщего благополучия». С именем президента Маккинли связывались и существенные изменения во внешнеполитическом курсе США, отвечавшие империалистическим устремлениям американских экспансионистов.

Объективные основы зарождения рабовладельческой общественной формации
Возникновение частной собственности привело к разложению первобытного строя, распаду родовой общины. Как известно, община в доклассовом обществе прошла три стадии развития: 1) родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственника ми; 2) земледельческая ...

Новое избирательное право.
Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам. Новый закон значительно изменил избирательное пр ...

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народ ...