Исторические хроники » Китай во второй половине ХХ века » Политика «большого скачка». Становление «культурной революции»

Политика «большого скачка». Становление «культурной революции»
Страница 3

Первая реакция на «культурную революцию» в Китае вызвала к жизни трактовку ее как чисто политического конфликта, борьбы за власть между сторонниками и противниками маоизма. Профессор Чикагского университета Тан Цзоу считает, что к началу «культурной революции» в КНР сложилось «резкое разделение между элитой и массами». Маоисты, по его мнению, в начале «культурной революции» выступили с критикой именно такой политической организации и пытались «ликвидировать пропасть» между управляющими и управляемыми, создать между ними новую систему отношений на основе трансформации сознания и привлечения каждого к активному участию в политической жизни. По его мнению, партия, придя к власти, превратилась по существу в то, что принято обозначать термином «истэблишмент». «Сосредоточив в своих руках политическую власть и материальные ресурсы, такая система вовлекает в свою орбиту контроля и поглощает все другие истэблишменты, основанные на богатстве, знании, образовании и мастерстве». Именно эту систему будто бы хотел разрушить Мао. «Культурная революция»,- полагает автор,- это восстание тех, кто находится вне истэблишмент…Но эта революция была инспирирована, поддержана и управлялась верховным вождем, вождем, потерявшим эффективный контроль над большим сектором истэблишмента. Автору так и не удалось доказать свою главную мысль, что у Мао Цзэ-дуна были некие антибюрократические цели при осуществлении «культурной революции». Видный американский специалист по истории коммунистического движения в Китае профессор Б.Шварц считает самым «поражающим» в «культурной революции» столкновение Мао Цзэдуна с КПК, аппарат которой на всех уровнях и организационная структура были разгромлены. Американский психолог Р. Лифтон главную причину «культурной революции» видит в осознании Мао неизбежности собственной физической смерти, в страхе Мао и его последователей перед «смертью революции», в их «отчаянном стремлении к революционному бессмертию». Само слово «культурная» указывает на традиционную в Китае веру в дидактические функции всех форм искусства, в культурное возрождение как ключ к социальному или национальному возрождению /Бурлацкий, 1976, с. 268/.

Историю «культурной революции» большинство китайских ученых делит на 3 этапа. Первый этап продолжался с мая 1966г. по апрель 1969г. Это была наиболее активная и разрушительная фаза «культурной революции», закончившаяся созывом ІХ съезда КПК. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965г. в шанхайской газете «Вэньхуй бао» статьи Яо Вэньюаня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя»». Пьеса была написана в 1960г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959г. негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР. За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК /Житняк, 1979, с. 100/.

В мае 1966г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято «Сообщение ЦК КПК от 16 мая», в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о «культурной революции». Была создана группа по делам культурной революции при ЦК КПК (далее ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цин и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн, курировавший органы госбезопасности,- советником Группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат ЦК КПК и превратилась не без помощи Мао в «штаб культурной революции». Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - «красных охранников» (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом «Манифесте» хунвэйбинов говорилось: «Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию». Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для того, чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить «культурную революцию», начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия», а в действительности- за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР. По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85тыс. человек. К 3 октябрю 1966г. по всей стране из городов было уже изгнано 397400 человек, попавших в разряд «нечисти».

Страницы: 1 2 3 4 5

Опричнина: причины, сущность, последствия
Центральное событие истории XVI века – опричнина. Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участк ...

Реформы в экономике
России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ: — Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке ...

Организация революционных народников и их тактика в 70-80-е гг. XIX века
Среди народников в 70-80-е гг. XIX века сложилось два направления: революционное и либеральное. Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками — дворянскими революцио ...