Исторические хроники » Китай во второй половине ХХ века » Китай в современную эпоху. Китай после смерти Мао Цзэдуна

Китай в современную эпоху. Китай после смерти Мао Цзэдуна
Страница 6

Официальное решение о проведении в КНР широкомасштабной реформы было принято по инициативе Дэн Сяопина на ІІІ Пленуме ЦК КПК в декабре 1978г. Отвергнув утопические идеи Мао Цзэдуна, новое партийное руководство не имело пока своей программы реформ, своей программы политической и экономической модернизации Китая. Программа реформ разрабатывалась медленно, в течение всех 1980-х, методом проб и ошибок. Медлительность и постепенность в повороте экономической политики огромной страны почти на 180 градусов существенно уменьшала социальные издержки перехода к новой экономической стратегии. Переход осуществлялся под хуагофэновским лозунгом «четырех модернизаций»: модернизации сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки. 80-е годы стали для Китая временем глубоких идеологических и политических перемен. Наиболее радикальные и быстрые изменения произошли в аграрной политике КПК.

Успех преобразований в деревне не только стимулировал проведение реформ всего народного хозяйства, но и создавал продовольственный, сырьевой, финансовый, социальный базис успешной реформаторской политики. Крестьяне (80% населения) подсказали руководству практический выход из тупика. После некоторого колебания руководство согласилось на повсеместное введение семейного подряда. Пойдя на введение семейного подряд, руководство одновременно приняло ряд решений, имевших далеко идущие последствия. В деревне были ликвидированы «народные коммуны», а тем самым и кооперативный строй.

С 1979г. постепенно внедрялась «система производственной ответственности». В 1982г., после того как в ходе экспериментов были опробованы разные методы, была утверждена система «доведения производственных заданий до отдельного двора». Разумеется, это было невозможно без раздела земли народных коммун между дворами. Суть «производственной ответственности» состояла в том, что крестьянский двор, получив землю, заключал контракт с руководством производственной бригады, представлявшим интересы государства. Контракт не ограничивал крестьян определенными формами хозяйственного использования земли, но предусматривал лишь уплату государству сельскохозяйственного налога и продажу государству части урожая. Все излишки, остававшиеся в крестьянском дворе, могли использоваться в зависимости от желаний крестьян и рыночной конъюнктуры. При этом были значительно повышены закупочные цены, и они были тем выше, чем больше сверхплановой продукции сдавалось государству. Главным достижением этой достаточно радикальной земельной реформы было создание возможностей для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости. Результаты не замедлили сказаться. Начался рост урожайности, что привело к стабильному увеличению сельскохозяйственного производства в целом. За четыре года оно увеличилось почти на 90 млн. т (407 млн. т – в 1984г.), что было беспрецедентно в истории КНР.

В результате экономическая политика государства в области сельского хозяйства представляла собой циклический процесс, сопровождавшийся то усилением, то ослаблением давления государства на деревню. Наряду с этим в стране в некоторые годы возникал дефицит продовольствия, что вызывало необходимость закупок зерна за рубежом .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

«Христианский век».
Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь (Макао). К 16 ...

Реставрация Стюартов
Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) – сына казненного короля. В Бредской д ...

Государственное устройство
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответс ...