Исторические хроники » Городской строй Византии » Развитие хозяйства в византийских городах

Развитие хозяйства в византийских городах
Страница 2

Одним из прибыльных занятий была торговля шелком. Об этом свидетельствует Прокопий Кессарийский в своих «Тайной истории», «О войне с персами», «О войне с готами».

«…С тех пор, как Юстиниан принял царство, учреждены были таможенные ведомства … и назначены два архонта с целью взимания пошлин … Для Константинополя он придумал следующее. Он же всем судам, прибывавшим в Константинополь, не позволял разгружаться в гавани, но или принуждал корабельщиков платить пеню за свои корабли, или везти товары в Африку или Италию… Те, для которых торговое дело было единственным средством к жизни, принуждены были вносить за свои товары тройную пошлину… Большинство предметов было обращено в царскую монополию. Во главе шелкового производства и торговли шелковыми изделиями в империи стоял начальник царской казны … он требовал, чтобы мастера готовили этот товар исключительно для него, и не тайно, но открыто, на базаре, унцию шелка … оценивать в 6 номисм … этим путем он доставил в царскую казну большие средства…»[4] («Тайная история», гл.25). В произведении «О войне с персами» (кн.I, гл.20) Прокопий Кессарийский рассказывает о ввозе шелка в империю, а в произведении «О войне с готами» (кн.IV, гл.17) – о ввозе шелкопряда в Византию («… и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле»).[5]

Характерной чертой среднего аграрного ранневизантийского города в IV – V веках было то, что он не переживал подъема или оживления. Муниципальная организация, от которой зависело благополучие города, беднела, а расходы куриалов на муниципальные нужды сокращались. Уменьшение спроса округи ослабляло городское ремесло. Поэтому «город постепенно аграризировался. Как писал Ливаний, уже в IV веке многие мелкие города становились «похожими на деревни». По словам Феодорита Киррского, в V веке они лишались «последних остатков былого процветания». Однако в ранней Византии упадок мелких полисов как городов проходил медленнее»[6]. Г.Л. Курбатов пишет, что «вся совокупность конкретных данных о развитии мелких городских центров, мелких полисов свидетельствует о том, что в IV – VII вв. там, где они не приобретали особого военного или религиозного значения, они постепенно приходили в упадок, исчезали, что этот упадок был, может быть, медленным, но непрерывным и достиг своего апогея в VII веке… в условиях падения торгово-ремесленного значения городов, переселения более богатого землевладельческого и торгово-ремесленного населения в крупные города, а части мелких ремесленников и городских землевладельцев в деревню происходит сокращение населения и аграризация мелких полисов».[7]

Рассматривая развитие крупных византийских городов, Г.Л. Курбатов отмечает, что одним из существенных недостатков в изучении их является то, что значение и эволюция городов рассматривались преимущественно с точки зрения их участия в общем внутриимперском и международном обмене. А их органическая связь с эволюцией экономической жизни, экономическими отношениями взаимосвязанной с ними области, более мелких городов в силу разных и прежде всего объективных обстоятельств – недостаточности местного материала – отодвигалась на второй план.

Для IV – V вв. бесспорен рост крупных городских центров Византии, но по мере изучения судеб массы мелких городов становится все более очевидным, что он связан не столько с их подъемом и оживлением, сколько с постепенно усиливающимся упадком, являлся в известной мере его следствием и результатом. Все это заставляет обратить внимание на взаимосвязь процессов развития крупных городов с эволюцией их отношений с экономической периферией, ее состоянием. Во второй половине IV века заметно возрастает число законов, направленных против использования правителями средств малых городов на нужды крупных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Живопись
Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского. Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский кр ...

День славянской письменности,  просвещения и культуры
Есть лирика великая - Кириллица! Как крик у Шостаковича - “Три лилии!” - Белеет “Ш” в клавиатуре Гиллельса - Кириллица! И фырчит “Ф”, похожее на филина, Забьет крылами “У” горизонтальное - И утки унесутся за Онтарио. В латынь - латунь органная откликнулась, А хоровые клиросы - В кириллицу! “Б” вдаль из-под ладони з ...

Ответ сына за своего отца
Филипп решился мстить римлянам, но не имел достаточных средств для этого, и потому ему необходимо было отсрочить время. Ради этого он решил отправить в Рим младшего из сыновей, Деметрия, который мог и защитить его от обвинений, и испросить ему прощение в том случае, если за ним оказалась какая вина. Филипп был вполне уверен, что при пос ...