Исторические хроники » Внешняя и внутренняя политика Екатерины 2 » Детство и воспитание Екатерины. Ее приезд в Россию

Детство и воспитание Екатерины. Ее приезд в Россию
Страница 1

Екатерина родилась 21 апреля 1729года. Она провела свое детство в Штеттине и Цербсте и воспиталась в простой, небогатой и неказистой обстановке маленького княжеского двора с его крошечными интригами, сплетнями, мизерными интересами и копеечными расчетами. В детстве ее держали очень просто: она свободно играла с детьми своего возраста, и никогда никто не называл ее принцессой – все звали уменьшительным именем Фике. Но уже с раннего детства у Екатерины появились такие черты характера, которые отличали ее и на русском престоле: любовь к мужскому делу. Ее сверстники вспоминали, что Фике всегда брала на себя роль устроительницы игр, была крепче всех и обыкновенно ближе к мальчикам, чем к девочкам. Одна из сверстниц цербской княжны, оставила в своих записках любопытный ее портрет: "Княжна (в юности) была отлично сложена: с младенчества отличалась благородной осанкой и была выше своих лет. Выражение ее лица, не особенно красивого, было очень приятно; причем открытый взгляд и любезная улыбка делали всю ее фигуру весьма привлекательной. Ее воспитывала сама мать, державшая ее весьма строго и не позволявшая ей ни малейшего проявления гордости, к чему девочка была довольно склонна…" Эту наружность Екатерина сохранила до конца своих дней.

Родители Екатерины пригласили ей в гувернантки француженку г-жу Кардель; придворный проповедник Перар, Учитель чистописания Лоран и Учитель танцев были также французы. Из числа учителей принцессы известны только три немца: Вагнер – преподаватель немецкого языка, лютеранин – законоучитель пастор Дове и учитель музыки Реллинх. Но по признанию самой Екатерины результаты домашнего воспитания были невелики, по словам Екатерины этого было достаточно только для того, чтобы быть замужем за каким-нибудь соседним принцем.

Но, несмотря на такое скудное воспитание, Екатерина проявляла себя в детстве как умная и способная девочка. Один из друзей ее матери, упрекая ее за то, что она мало занимается дочерью, говоря, "что ее дочь выше своих лет, что у нее философский склад ума". Но Екатерина едва ли со своими природными задатками и дарованиями пошла далеко, если бы случай не сделал ее женой русского императора.

Императрица Елизавета, озабоченная удержанием русского престола в потомстве своего отца, вывезла в 1742 году из Голштинии герцога Ульриха-Петра, сына Анны Петровны, и объявила его своим наследником. В 1743 году, когда Петру исполнилось 15 лет, ему стали подыскивать невесту. Елизавета остановила свой выбор на принцессе Софии. К политическому расчету здесь примешивалось то теплое чувство, которое питала Елизавета к матери Софии, как сестре принца Карла, он был в России в качестве жениха Елизаветы, очень ей понравился, но, к великому несчастью, умер. Елизавета перенесла часть своей любви на его сестру, и ей, конечно, было очень приятно видеть у себя племянницу любимого человека.

В январе 1744 года принцесса София с матерью поехали в Россию. Третьего февраля княгиня и княжна прибыли в Петербург только для того, чтобы передохнуть от трудной и долгой дороги и придать своему туалету то богатство и великолепие, которое требовал этикет русского императорского двора. Из Петербурга они едут в Москву, где была тогда императрица Елизавета. Юная Фике была очарована сказочной роскошью и великолепием.

Новая обстановка, в которую попала Екатерина по приезде в Россию, ошеломила и захватила ее. В самом деле, долгое время она с матерью тащилась на перекладных по пескам Пруссии, ехали бедно, ночевать приходилось в хозяйских комнатах, немногим отличавшихся от свинарни. Приезд в Москву, свидание с императрицей, с великим князем Петром Федоровичем, знакомство с обширным и блестящим двором Елизаветы, масса новых впечатлений, нахлынувших разом, способны были отуманить и не пятнадцатилетнюю голову… По крайней мере, известно, что княгиня-мать совершенно растерялась и запуталась в этом лабиринте лиц, партий, отношений, связей, влияний и веяний.

Совсем иное случилось с княжной Софией-Августой, которая ехала в Россию без всякой выработанной программы и по самому своему возрасту не была способна к участию в каких бы то ни было интригах и происках политического характера. Еще в дороге, свыкнувшись с мыслью, что "она едет в страну, которая должна стать ее вторым отечеством", София-Августа сообразила, что ей, прежде всего, необходимо изучить язык этой страны, необходимо ознакомиться с религией народа, над которым ей со временем предстоит царствовать. Она очень быстро изучила язык, так что уже к концу июня 1744 года, уже настолько успела освоиться с языком своего нового отечества, что при торжестве миропомазания поразила всех своими твердыми ответами на вопросы, обращенные к ней духовником и другими духовными сановниками.

Страницы: 1 2

Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах
Л.Н.Гумилев, открыв перечисленные и описанные им категории новой науки — этнологии, новых объектов изучения — этноса и этносферы, приберег силы ума и талант историка для написания в пользу "неучей", как он говорил, опуса по Всемирной истории. Фрагменты этих размышлений вошли в его монографии "Этногенез и биосфера Земли&qu ...

Политическая деятельность Линкольна на посту президента США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг.
Десятилетие, непосредственно предшествовавшее Гражданской войне, было временем стремительно развивавшегося революционного кризиса. Обострению вопроса о рабстве способствовали политические факторы. В течение нескольких десятков лет рабовладельцы контролировали центральные звенья политической власти в стране: пост президента, конгресс и В ...

Кроманьонец
Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомо сапиенс, или человек разумный.[6] (Его называют еще гомо сапиенс сапиенс.) По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем. Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в ре ...