Детство и воспитание Екатерины. Ее приезд в РоссиюСтраница 1
Екатерина родилась 21 апреля 1729года. Она провела свое детство в Штеттине и Цербсте и воспиталась в простой, небогатой и неказистой обстановке маленького княжеского двора с его крошечными интригами, сплетнями, мизерными интересами и копеечными расчетами. В детстве ее держали очень просто: она свободно играла с детьми своего возраста, и никогда никто не называл ее принцессой – все звали уменьшительным именем Фике. Но уже с раннего детства у Екатерины появились такие черты характера, которые отличали ее и на русском престоле: любовь к мужскому делу. Ее сверстники вспоминали, что Фике всегда брала на себя роль устроительницы игр, была крепче всех и обыкновенно ближе к мальчикам, чем к девочкам. Одна из сверстниц цербской княжны, оставила в своих записках любопытный ее портрет: "Княжна (в юности) была отлично сложена: с младенчества отличалась благородной осанкой и была выше своих лет. Выражение ее лица, не особенно красивого, было очень приятно; причем открытый взгляд и любезная улыбка делали всю ее фигуру весьма привлекательной. Ее воспитывала сама мать, державшая ее весьма строго и не позволявшая ей ни малейшего проявления гордости, к чему девочка была довольно склонна…" Эту наружность Екатерина сохранила до конца своих дней.
Родители Екатерины пригласили ей в гувернантки француженку г-жу Кардель; придворный проповедник Перар, Учитель чистописания Лоран и Учитель танцев были также французы. Из числа учителей принцессы известны только три немца: Вагнер – преподаватель немецкого языка, лютеранин – законоучитель пастор Дове и учитель музыки Реллинх. Но по признанию самой Екатерины результаты домашнего воспитания были невелики, по словам Екатерины этого было достаточно только для того, чтобы быть замужем за каким-нибудь соседним принцем.
Но, несмотря на такое скудное воспитание, Екатерина проявляла себя в детстве как умная и способная девочка. Один из друзей ее матери, упрекая ее за то, что она мало занимается дочерью, говоря, "что ее дочь выше своих лет, что у нее философский склад ума". Но Екатерина едва ли со своими природными задатками и дарованиями пошла далеко, если бы случай не сделал ее женой русского императора.
Императрица Елизавета, озабоченная удержанием русского престола в потомстве своего отца, вывезла в 1742 году из Голштинии герцога Ульриха-Петра, сына Анны Петровны, и объявила его своим наследником. В 1743 году, когда Петру исполнилось 15 лет, ему стали подыскивать невесту. Елизавета остановила свой выбор на принцессе Софии. К политическому расчету здесь примешивалось то теплое чувство, которое питала Елизавета к матери Софии, как сестре принца Карла, он был в России в качестве жениха Елизаветы, очень ей понравился, но, к великому несчастью, умер. Елизавета перенесла часть своей любви на его сестру, и ей, конечно, было очень приятно видеть у себя племянницу любимого человека.
В январе 1744 года принцесса София с матерью поехали в Россию. Третьего февраля княгиня и княжна прибыли в Петербург только для того, чтобы передохнуть от трудной и долгой дороги и придать своему туалету то богатство и великолепие, которое требовал этикет русского императорского двора. Из Петербурга они едут в Москву, где была тогда императрица Елизавета. Юная Фике была очарована сказочной роскошью и великолепием.
Новая обстановка, в которую попала Екатерина по приезде в Россию, ошеломила и захватила ее. В самом деле, долгое время она с матерью тащилась на перекладных по пескам Пруссии, ехали бедно, ночевать приходилось в хозяйских комнатах, немногим отличавшихся от свинарни. Приезд в Москву, свидание с императрицей, с великим князем Петром Федоровичем, знакомство с обширным и блестящим двором Елизаветы, масса новых впечатлений, нахлынувших разом, способны были отуманить и не пятнадцатилетнюю голову… По крайней мере, известно, что княгиня-мать совершенно растерялась и запуталась в этом лабиринте лиц, партий, отношений, связей, влияний и веяний.
Совсем иное случилось с княжной Софией-Августой, которая ехала в Россию без всякой выработанной программы и по самому своему возрасту не была способна к участию в каких бы то ни было интригах и происках политического характера. Еще в дороге, свыкнувшись с мыслью, что "она едет в страну, которая должна стать ее вторым отечеством", София-Августа сообразила, что ей, прежде всего, необходимо изучить язык этой страны, необходимо ознакомиться с религией народа, над которым ей со временем предстоит царствовать. Она очень быстро изучила язык, так что уже к концу июня 1744 года, уже настолько успела освоиться с языком своего нового отечества, что при торжестве миропомазания поразила всех своими твердыми ответами на вопросы, обращенные к ней духовником и другими духовными сановниками.
Причины упадка византийских городов
Среди ученых нет единого мнения о том, почему развитые в экономическом, социальном, политическом плане византийские города в XII – XV вв. вступили в эпоху упадка. Однако можно наметить основные выводы историков относительно данной проблемы, сделанные на основе изучения исторических источников. Исследование этого вопроса еще раз подчеркн ...
Второй Всероссийский съезд Советов, его решения и
значение
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, состоялся 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 в Смольном в Петрограде, сыграл всемирно-историческую роль и открыл эру социалистической революции. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих ...
Причины войны
К концу 30-х гг. резко активизировалась внешняя политика фашистской Германии, которая провозглашала своей главной задачей завоевание жизненного пространства. Идеи национальной исключительности, проповедуемые нацистами, легко усваивались немцами, которые считали себя оскорбленными версальским договором, подведшим итоги Первой мировой вой ...