Исторические хроники » Эволюционное развитие конституции РСФСР » Компетенция Союза ССР и союзных республик

Компетенция Союза ССР и союзных республик

Договор об образовании сосредотачивал в ведении Союза ССР вопросы, имеющие общесоюзные значения: представительств Союза в международных отношениях, объявление войны и заключения мира, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, транспортным, почтово-телеграфным делом, организацию и руководство вооруженными силами и др. В целях организации единого народного хозяйства и руководства им к компетенции общесоюзных органов были также отнесены правомочия по установлению общего плана народного хозяйства СССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, установление единой денежной и кредитной системы. Союз ССР наделялся правом принимать основы законодательства по земельному, гражданскому, уголовному, трудовому и другим отраслям права.

Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.

Правление бана Куэна-Хедервари и наступление реакции (1883—1903).
Время правления бана графа Кароля Куэна-Хедервари, беспощадно подавлявшего хорватскую оппозицию, известно в истории как период «твердой руки». Его основной задачей было создание сильного и единого венгерского государства в рамках Австро-Венгрии. Используя и разжигая хорвато-сербские противоречия, Куэн-Хедервари опирался на хорватскую и ...

Финансовая реформа
Самую выдающуюся роль сыграл Татаринов (был заграницей, специально был послан изучать финансовую структуру европейских стран). 1) В 1860 г. – организован государственный банк кредитования торговли и промышленности. Изменения классовой направленности финансовой политики (для поощрения российской буржуазии), деятельность этого банка мног ...

Государственный строй франков
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на­чального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной вла­сти, в собственно государственные органы. Второе — определял ...