Исторические хроники » Полибий - политический портрет Филиппа V » Разорение Ферма македонянами

Разорение Ферма македонянами

В 219 г. до Р. Х. Филипп V достиг Ферма. Расположившись здесь лагерем он послал войска разорять соседние деревни, грабить сам Ферм. В Ферме постоянно проходили ярмарки, все окрестности были наполнены разным добром. Солдаты выделили для себя наиболее ценную и удобную для передвижения добычу, а все прочее нагромоздили перед палатками в кучу и сожгли. Унесли наиболее ценное оружие, остальное предали пламени. Всего сожжено было больше пятнадцати тысяч вооружения.

Полибий говорит, что до этого момента все шло прекрасно и правильно по законам войны. Но теперь; памятуя, что учинили этоляне в Дии и Додоне (были разрушены гимнасии, портики, уничтожены все священные предметы), македоняне жгли портики, разрушали храмовые постройки, свергли больше двух тысяч кумиров. Начертали стих на стене: «Видишь ли ты, куда метнула божественная стрела» [18]. Царь и друзья его были абсолютно уверены в справедливости и законности такого образа действий, ибо они воздавали равною мерою этолянам за нечестие их относительно Дия. Полибий осуждает действия Филиппа, приводя в пример благородные действия из жизни царского дома - пощада Спарты Антигоном, действия Филиппа II в отношение к Афинам, обходительность со священными местами в Фивах после восстания Александром Македонским. Всеми своими действиями они стали в глазах союзников не тиранами, а благородными царями и стяжали себе от эллинов бессмертные почести и славу. Полибий считает , что Филиппу также следует искать славы за счет своей обходительности с побежденными, но славу которую снискал у людей Филипп была совершенно иная чем у его предшественников[19].

Филипп соревновался в кощунстве с этолянами, и был совершенно уверен, что не совершает никакого нечестия. Потом, он при всяком удобном случае укорял Скопаса и Доримаха за наглость и необузданность, разумея кощунство их в Додоне и Дии. Между тем сам поступал подобным же образом, приобретая такую же славу себе как и этоляне.

Если бы Филипп поступил иначе, этоляне бы снискали чувство благожелательности к ним от Филиппа, поняли бы могущество и великодушие царя, и осуждали бы сами себя и восславляли Филиппа.

Полибий считает, что дело тирана – творить зло, владычествовать с помощью страха над непокорными и самому ненавидеть их. Напротив, царю свойственно творить всем добро, стяжать себе славу, любовь добрыми делами и милосердием, руководить и управлять людьми, повинующимися уму по доброй воле.

Однако Полибий говорит, что виновен в этом беспределе не столько Филипп, человек юный, сколько его друзья и пособники, в числе коих были Арат и Деметрий из Фара.

Разгром Ферма можно назвать первым случаем перехода от Филиппа – царя к Филиппу - тирану.

Россия и страны дальнего зарубежья
Внешняя политика России в отношениях со странами дальнего зарубежья находилась в состоянии «переходного периода». Стремясь к мировому урегулированию со странами Запада, Российская Федерация вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, в том числе из Прибалтики. Были урегулированы отношения с США. Во время визита в США Бор ...

Конец микенской цивилизации
Племена, жившие к северу от очагов ахейской цивилизации, в Македонии и Эпире, стоял на низком уровне развития, не шагнув еще на стадию цивилизации и государственности. Однако они уже были знакомы с употреблением металла, и их оружие не уступало ахейскому. В этническом отношении эти племена были неоднородны, важное место в них занимала с ...

Экономическое положение и социально-психологический облик крестьянства.
Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для ...