Судебно-прокурорские
органы в 1941 – 1945 годыСтраница 1
Деятельность и организация судебно-прокурорских органов, как и всего Советского государства в тот период, определялась условиями военного времени, была подчинена прежде всего задачам обороны страны.
Отечественная война не упразднила существовавшую систему судебно-прокурорских органов, не внесла коренных изменений в правовые основы их организации и деятельности. Продолжали свою работу народные, областные, Верховные Суды и соответствующие органы прокуратуры. Действовали установленные законом принципы судопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность, ведение дела на национальном уровне.
Наиболее серьезные изменения, которые внесла военная обстановка в судебно-прокурорскую систему, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов. Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 нюня 1941 г. «О военном положении», «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».
Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельных бригадах) и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах Главсевморпути и др. Соответственно в годы войны были созданы и военные прокуратуры.
В качестве надзорной инстанции над трибуналами действовали военная коллегия, а также военно-железнодорожная и военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда СССР.
Организационное руководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстиции
СССР.
В местностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные суды и прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органов военной юстиции сократился. В городах и районах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные. Управление этими трибуналами также находилось в ведении Наркомата юстиции СССР. Для руководства системой трибуналов в Наркомате юстиции были созданы главные управления. Иначе говоря, все военные трибуналы входили в общую систему советской юстиции, а не находились в ведении военных властей, как это принято в буржуазных государствах.
В начальный период войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей. Однако уже с июня 1942 г. к рассмотрению дел стали привлекать армейскую общественность — заседателей, назначаемых командованием и политорганами. Военные трибуналы поддерживали тесные контакты с командованием, военными советами и политорганами фронтов, армий, соединений и частей, что позволило улучшить их предупредительную, профилактическую работу среди военнослужащих1.
Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основании статей УПК, а также с учетом тех новых норм, которые были продиктованы условиями военного времени и необходимостью в связи с этим осуществления оперативного и эффективного судебного разбирательства.
Начало войны. Континентальный конгресс
В создавшейся обстановке Континентальный конгресс, возобновивший свою работу 10 мая 1775 года, принял на себя функции центрального правительства колоний, объединив в одном лице законодательную и исполнительную власть. Одним из первых его решений было создание регулярной армии и избрание ее главнокомандующим Дж. Вашингтона. Уже 17 июня 1 ...
Деятельность «Секрета короля» в отношении России
Как мы уже выяснили в предыдущих частях нашего изложения, «Секрет короля» - это тайная разведывательная сеть агентов короля Людовика XV, действующих по всей Европе с 1745 по 1774 гг. В настоящей части работы мы изучим те действия, которые агенты «Секрета короля» предпринимали в России.
С определённой долей вероятности можно утверждать, ...
Послевоенное время. Реконструкция Юга (1865–1877)
Практически все шаги, предпринятые в период первого президентства Линкольна, были в той или иной мере связаны с Гражданской войной. Экономически свободный и независимый Юг представлял собой серьезнейшую угрозу интересам Севера – гаранта дальнейшего экономического прогресса всей американской нации. Вопрос о рабстве занимал в претензиях о ...