Высшие органы власти и управленияСтраница 1
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12 500 избирателей).
В период между съездами высших органов власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число представителей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик, к нему была отнесена законотворческая деятельность. ЦИК должен был собираться на очередные сессии три раза в год. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СПК СССР, наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченных общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные - через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранение, просвещения, социального обеспечения. Отдельные наркоматы ведали отраслями народного хозяйства, управление которыми относилось к совместному ведению СССР и союзных республик. Это - высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Управление остальными отраслями союзные республики осуществляли самостоятельно. Особую роль в деле укрепления законности, согласно Конституции СССР, должен был играть Верховный Суд СССР. Наряду с функциями судебного контроля на него возлагался и конституционный надзор. Верховный Суд СССР должен был по требованию ЦИК СССР давать заключения о соответствии постановлений высших органов союзных республик Конституции СССР, а также разбирать споры между союзными республиками. С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых Всероссийскими съездами Советов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем:
В тексте Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку многие ее положения оказались выполненными (например, осуществлен переход всех банков в руки государства, аннулированы все международные займы царского правительства) либо утратили актуальность в условиях нэпа (всеобщая трудовая повинность).
Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы. Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик. В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.
Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма закрепила важнейшую победу советского государства в сфере экономики - ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства и, соответственно, экономической основы для эксплуатации чужого труда рабочих и крестьян.
Конституция была дополнена новой главой "Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства, закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях, порядок их образования и деятельности.
Культуры Правобережной Украины и Молдовы
На территории Правобережной Украины и Молдовы картина культурно-исторического развития была весьма сложной. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых племен этой зоны уже в V тысячелетие до н.э. появляются животноводство и земледелие. Характерными в связи с этим становятся долговременные поселения с землянками и наземн ...
Исторический аспект становления российского
меценатства
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов.
Однако символом меценатства стал ...
Хождение в народ
Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Подготовка к массовому «хождению в народ» началась осенью 1873 года: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала «чайковцам», налаживалось издание пропагандистской литературы, заготовлялась крестьянская одежда, в специальн ...