Исторические хроники » Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг. » Заключение

Заключение
Страница 1

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.

Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий по борьбе с фашистским агрессором. В этом документе указывалось, что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие и беспечность, проявление которых чрезвычайно опасно в военных условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовать все силы на разгром фашизма.

В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее, военная обстановка заставила внести в право определенные конкретные изменения. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой и они отмерли, после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.

Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественных интересов государства, в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР.

В период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности — сырьем, а также возрождения разрушенного фашистами сельского хозяйства в освобожденных районах.

Таким образом внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.

Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и вооруженные силы.

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик к очень важных и ответственных сферах, в то же время были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институт народных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он замещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет. Июльский 1941 г. указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении районах военных действий". Сроки рассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка", расстрел применят без судебного разбирательства.

Страницы: 1 2 3

CCCР в годы НЭПа. Анализ основных процессов в политической жизни страны в годы нэпа.
Проявляя определенную гибкость в хозяйственной политике, большевики не колеблясь укрепляли контроль правящей партии над политической стороной жизни общества. Здесь важнейшим инструментом в руках большевиков были органы ВЧК, переименованной с 1922 г. в Государственное политическое управление (ГПУ). Этот аппарат насилия непрерывно развива ...

Павел I и Екатерина
Было бы неверно утверждать, что Павел всегда и во всем поступал последовательно и что все его мероприятия приносили пользу. А много ли, спрашивается, в истории правителей, которые могут похвалиться этим? Разве могут похвалиться этими качествами и два самых излюбленных русскими прогрессивными историками правителя, как Петр I и Екатерина? ...

Формирование централизованного русского государства. Объединительная политика московских князей
Как считал М.Ф. Владимирский-Буданов, в XIII в. на востоке Европы совершилось два важных события, сыгравших огромную роль в судьбах живших на этой территории народов и во многом изменивших естественный ход развития русского государственного права. Первое – это нашествие монголо-татарских орд с востока и второе – это усиленное движение с ...