Исторические хроники » Великая Смута (Россия в конце XVI в.) » Начало Смуты. Самозванчество

Начало Смуты. Самозванчество

В обстановке всеобщего недовольства, усиленного голодными годами начавшимися с 1601 г., все более упорными становились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного восьми лет от роду, погибшего в Угличе 15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах.

Тяжелым положением России решили воспользоваться польские магнаты, шляхта и католическая церковь, стремившиеся к расширению своих владений. Магнаты и шляхта жаждали захватить Смоленские и Северские земли, ранее входившие в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России католичества хотела пополнить источники доходов, уменьшившиеся после Реформации. Прямого повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. В этих условиях в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

Традиционным является предположение, что в роли Лжедмитрия I выступал беглый монах Григорий Отрепьев, среди историков распространена также версия о том, что к роли самозванца готовило его московское боярство, недовольное Годуновым. Современники событий и историки отмечают и то, что Лжедмитрий I искренне верил в свое царственное происхождение.

Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель, большие суммы денег – родителям его невесты. Он заверил, что, став царем, распространит католицизм в России.

С небольшим отрядом польских авантюристов в августе 1604 г. Лжедмитрий перешел границу и двинулся к Москве. К нему охотно присоединялись все недовольные правительством Годунова: казаки и посадские, крестьяне и мелкопоместные дворяне, стрельцы и холопы, просто искатели приключений.

В апреле 1605 г. Б. Годунов внезапно умер, и на престол взошел его 16-летний сын Федор. В начале мая царские войска перешли на сторону Лжедмитрия, царь Федор и его мать вскоре были убиты, а 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Интересы различных слоев общества, поддержавших Лжедмитрия, противоречили друг другу. Поэтому, удовлетворив желания одних, новый царь неизбежно вызывал недовольство у других.

Чтобы заручиться поддержкой дворянства, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги. Вскоре деньги пришлось занимать у монастырей. Это беспокоило духовенство. К тому же распространился слух о том, что Лжедмитрий тайно принял католичество.

Земельные и денежные пожалования дворянам раздражали боярство. Недовольство вызывало и то, что Лжедмитрий нарушал старые русские обычаи, привычный порядок придворной жизни. Есть все основания предполагать, что с момента смерти Годунова Лжедмитрий боярам стал не нужен.

17 мая 1606 г. бояре-заговорщики убили самозванца, и на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Шуйский. Он не был избран Земским собором, его признали царем его сторонники-бояре, получившие затем одобрение со стороны собравшейся на Красной площади толпы москвичей, симпатизировавших Шуйскому.

При воцарении новый царь сделал так называемую крестоцеловальную запись, обязуясь не судить своих подданных без участия Боярской думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы. С воцарением В. Шуйского закончился первый период Смуты.

Погребения.
Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем т ...

«Поучение» Владимира Мономаха.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным. [4] Великий Князь говорит ...

Экономическое развитие России. Крестьянское хозяйство
Во второй половине XVIII века в стране стали быстро развиваться товарно - денежные отношения, началось ослабление барщинного хозяйства. Деревня втягивалась в рыночные отношения, увеличивалась запашка земли. Многие крестьяне разорялись, становились безлошадными, поэтому их лишали надела и вынуждали весь месяц работать на барина за продук ...