Исторические хроники » Реформы 50-х годов XVI века в России » Реформы 50-х годов XVI века. Присоединение Казани и Астрахани. "Избранная рада"

Реформы 50-х годов XVI века. Присоединение Казани и Астрахани. "Избранная рада"

Положение в стране требовало решительных мер, прежде всего организации власти. После прокатившихся городских восстаний и крестьянских бунтов землевладельцы увидели опасность дальнейшего противостояния аристократии и поднимающегося дворянства. Примирение произошло путем образования "Избранной рады" (правительственного кружка) во главе с думным дворянином Алексеем Адашевым. Духовник царского двора, священник Благовещенского собора Сильвестр и глава рады были сторонниками мирного соглашения с родовитой знатью. Интересы княжат и бояр в раде представляли князья И.Ф. Мстиславский, М.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий. Входили в нее также аристократы: князья Д.И. Курлятев и совсем молодой Андрей Курбский.

Правительственная политика в направлении примирения различных групп феодалов началась с созыва в царских палатах в Москве в феврале 1549 года так называемого собора примирения. На земский собор собрались представители духовенства, бояр и дворян. В речи Ивана IV была резко осуждена позиция боярской реакции и многочисленные злоупотребления отдельных групп княжат. Публично царь простил прошлые государственные преступления и измены. На соборе была объявлена подготовка к упорядочению законов. К государственной службе в широких масштабах привлечено Дворянство и даже торгово-промышленная верхушка. Сословно-представительная монархия как тип Правления исключала присутствие представителей зависимого населения - крестьян. Политика правительства была направлена на реформирование госаппарата, облегчавшего контроль за огромной территорией централизованного государства. Была образована специальная Челобитная изба. Она была предназначена рассматривать с позиций правительства все челобитные, просьбы, жалобы. Адашев и Сильвестр, занимавшиеся рассмотрением челобитных, обладали вместе с тем правом контроля за чиновными людьми в ведомствах.

Рис. 1. Молодой Иван Васильевич и священник Сильвестр.

В этот период свои челобитные послал царю Иван Пересветов. В его произведениях была своевременная программа ограничения боярской удельной власти и укрепления централизованного государства. Проект реформ предусматривал укреплять дворянский слой. Возвышение дворян, учил Пересветов, должно происходить за конкретные воинские заслуги. Видя во дворянстве основу будущей армии, он предлагал ввести постоянное жалованье "воинникам" (дворянам). Большое место в системе Пересветова отводилось укреплению внешней политики за счет присоединения Казани и помощи славянским народам в деле освобождения от турецкого ига. Социальная и просветительская программа поставила его имя в ряд других представителей европейской общественно-политической мысли. Пересветов отстаивал сильную монархию и этим был полезен в исполнении планов Ивана IV.

Кодификационная работа М.М.Сперанского при Николае 1
О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, но все же следует отметить, что к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: " Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже с ...

Внутренняя политика советского государства в годы гражданской войны. "Военный коммунизм". Создание боеспособной армии
В годы гражданской войны внутренняя политика большевиков главным образом была направлена на сохранение существующей государственной власти, поднятие экономики и вживление в людские головы идеи о постройке социализма, а затем коммунизма. Огромную роль в обеспечении политического и морально-психологического единства советского тыла играл ...

Культура эпох. К Культуре
Расселение древнейшего человечества по зем­ной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими усло­виями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение но­вых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлени­ями, охота – без знания привычек животных, собирательство ...