Политика римских императоров в период принципата » Религиозная политика римских императоров в период принципата

Религиозная политика римских императоров в период принципата

В период принципата происходят значительные изменения в религиозной политике Римской империи – происходит становление культа императора. Еще ранее многие правители Римской империи связывали себя с божествами, которые им особо покровительствуют: Сулла – с Фортуной и Афродитой, Цезарь – с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний – с Дионисом, Октавиан – с Аполлоном.22 Правители всегда старались иметь идеологическое воздействие на плебс. С начала своего правления Август старался проповедовать и среди знати правила добродетели: мужество, справедливость и снисходительность. В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени, которое стало называться Pax Augusta – Августов Мир, и повелел построить на Марсовом поле роскошный беломраморный Алтарь Мира, украшенный изящными скульптурными рельефами.

Пропагандировалось начало «золотого века», наступившего благодаря Августу. Усиливалось обожествление Августа, а после его смерти все императоры именовали себя Августами. Поддерживалось убеждение, что император это наместник бога на земле и в его четь воздвигали храмы и отправляли императорский культ. Указание на культ императора можно увидеть в работах многих историков. И если в правление Августа это было не так явно, то далее это только усиливалось. Например, Светоний пишет: «Храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением – ему и богине Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два золотых треножника Аполлону Палантинскому». (Светоний. Август. 52). В переписке Плиния с Траяном мы видим, что жители провинции принимали на себя торжественные обеты за благополучие императора. (Плиний - Траяну. ХLIV. 35). Культ императора стал обязательным, и его нарушение строго каралось. Неверие в вечность и божественность императора и «вечного города» Рима стали трактоваться как государственная измена.

В Римской империи периода принципата появляются первые упоминания о христианах. Например, Тацит: «…Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого происходить это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме». (Тацит. Анналы. XV, 44) Упоминание о борьбе с христианами можно найти и в переписке Плиния с императором Траяном, который спрашивал у императора о мерах которые ему следует предпринять по отношению к христианам. (Плиний Траяну. ХСII.)

Религиозная политика императоров нашла свое отражение на монетах Империи и зависимых государств. На монетах изображались сами императоры или члены их семьи в виде различных божеств, встречаются изображения небесных светил – солнца, луны, звезд, созвездий. На монетах Римской империи часто встречаются мифологические сцены и герои: Ромул и Рем, Нума, Гораций и Куриаций и другие. На монетах изображались религиозные сцены с участием императора: император предстает в жреческой одежде или военном костюме у алтаря или храма в сценах жертвоприношений. Например, император Траян в 107 года выпускает серию монет с изображением всех божеств и обожествленных понятий, что должно было связать его правление с «римским мифом».25

Меры к упорядочению внутреннего управления
Панин как на одну из причин крестьянских побегов указывал на страшное неправосудие и нерадение администрации. На это указала и сама Екатерина в своем манифесте от 18 июля 1762 года. Господство лихоимства Екатерина объясняла плохим выбором должностных лиц и тем, что "люди не только с некоторым достатком, но ниже имея дневное пропита ...

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизон­ные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном госу ...

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.. Египет в системе международных отношений.
После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом. Исп ...