Исторические хроники » Судан в Новое время » Судан в XVI - начале XVII в.

Судан в XVI - начале XVII в.
Страница 1

Арабы-бедуины, заселившие степи и саванны Судана, способствовали распространению ислама, арабской культуры и народного арабского языка. За несколько столетий Судан резко поменял свой культурный облик, складывавшийся тысячелетиями. Однако бедуины не могли стать ядром новой политической системы. В этой роли выступали политические элиты двух плодородных областей с земледельческим населением - Фунг в Эль-Гезире и Дарфур на западе. Столицей Фунга был город Сеннар, по имени которого государство, возникшее здесь в начале XVI в. (традиционная дата - 1504 г.), стало называться Сеннаром, или Сеннарским султанатом. Центральное положение в нем занимали фунги - арабоязычный земледельческий этнос сложного происхождения. Княжества, образовавшиеся ранее на территориях Алвы, нильской Нубии и народа беджа, одно за другим подчинились фунгам, а племена суданских арабов должны были выбирать между подданством Сеннара, Дарфура или Египта.

Когда Египет в 1517 г. захватили турки, границей между их империей и султанатом Сеннар стал район у третьего порога Нила, тем самым к 1519 г. собственно Нубия была разделена пополам. Что касается района красноморских портов, то он составил особую турецкую провинцию Суакин.

Сеннарский султанат, занимавший крупнейшую часть территории Судана, представлял собой конгломерат княжеств, наследственные правители которых находились в вассальной зависимости от царя {султана) Сеннара. Наиболее важным из вассальных владений был Дарфур. Некоторые княжества (например, Тегали в горах Нуба) оставались независимыми.

Султан правил с участием назначаемого им совета вельмож, членами которого были наместники провинций, главнокомандующий армии, начальник султанской гвардии, верховный судья и др.

Совет собирался от случая к случаю. Наряду с ним постоянным совещательным органом при султане был тайный совет из четырех сановников. Ядро армии Сеннара составляли отряды воинов-невольников; часть из них образовала гвардию султана, другие расселялись вдоль границ области Фунг. В столице размещалась конница фунгов, лошадей и оружие для которой обеспечивало государство за счет дани с вассальных владений. В случае необходимости армия пополнялась вспомогательными отрядами из вассальных княжеств и племен, сражавшихся на конях и верблюдах. В Дарфуре также существовали совет вельмож и тайный совет, пользовавшийся несравненно большим влиянием, чем первый. Армия представляла собой соединение полка воинов-невольников, конных отрядов арабских племен и пеших ополчений негроидных народов центральных и западных областей государства.

На всей территории Сеннара, Дарфура и их вассальных владений существовал единый письменный арабский язык и действовали общие основы мусульманского законодательства (шариат), дополнявшиеся обычным правом и указами местных правителей. Верховному судье подчинялись местные судьи, которые назначались из сословия исламских законо-ведов-факихов. Из других арабских стран в Судан (сначала в Нубию, а затем в Эль-Гезиру) проникали проповедники суфизма - члены братств Кадирийя, Хат-мийя, Шадылийя и Др. В середине XVII в. нубиец Идрис ибн Арбаб стал руко-водителем местного отделения братства Кадирийя в долине Голубого Нила. Основанная им "святая деревня" Айлафун, кустодами (правители и вероучители) которой после его смерти стали его потомки, превратилась в один из центров суданского ислама, стала местом паломничества мусульман, В Нубию, Сеннар и Дарфур переселялись образованные мусульмане из других стран Африки и Азии. В городах при мечетях, в "святых деревнях" существовали школы, в которых преподавались Коран, сунна, исламское право, суфизм и литературный арабский язык.

В этот период Сеннар и Донгола были крупнейшими городами Сеннарского султаната и всей Северо-Восточной Африки. Под несомненным влиянием исламской цивилизации в султанате появились сравнительно высокие формы феодального землевладения. Султан дарил светским и духовным лицам и мечетям большие участки земли, освобождал их от уплаты налогов и других повинностей. Вместе с тем в социальной структуре султаната сохранялось немало элементов, унаследованных от христианского Средневековья и древнего мероитского периода.

Период становления Сеннарского султаната закончился при султане Дакине (1569-1586), который приступил к реформированию судебной и административной системы молодого государства.

Страницы: 1 2

Положение в деревне
Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена и аграрная политика сунского правительства. Упорядочить взимание налоговых поступлений, чтобы пополнить государственную казну, становилось все затруднительней. В социальной жизни Китая X-XI вв. произошли значительные изменения. Официально в сунское время аграрные отношения по-прежн ...

Внутренние   и  политические  события  после    «Великого  Посольства» и  до  начала  северной  войны.
Путешествие Петра было великим событием, с которого началась преобразовательная деятельность государя, и русское общество пошло безвозвратно по новому пути сближения с Европой. С этих пор открывается кипучая, неутомимая деятельность Петра и во внешних, и во внутренних делах. Началом преобразований было изменение внешних признаков, розн ...

Экономическое положение и социально-психологический облик казачества. О месте казачества в социальной структуре российского общества XIX - начала XX вв.
Казачество с давних пор вызывает споры ученых. Ему давались самые разные определения, которые можно свести к 5 основным вариантам: 1. Согласно законам Российской империи казаки считались особым сословием наряду с крестьянами, дворянами, мещанами и т.д. Эта точка зрения нашла свое отражение во всех официальных документах, в большинстве ...