Соловецкий монастирьСтраница 3
Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев).
Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, наместник монастыря совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому - Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.
Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.
19 - 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных.
Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года.
Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь".
На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию - принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.
Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций.
Хронология
1429 г. – Преподобные Савватий и Герман прибывают на острова. Первое место поселения – Савватиево.
1435 г. – Преставление преподобного Савватия.
1436 г. – Преподобным Зосимой и преподобным Германом начато строительство монастыря.
1478 г. – Преставление преподобного Зосимы.
1548 г. – Игуменом обители назначен святитель Филипп (Колычев).
1552 г. – Начато сооружение соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.
1558 г. – Заложен Спасо-Преображенский собор.
1566 г. – Святитель Филипп (Колычев) возведен в сан митрополита Московского и всея Руси.
1569 г. – Святитель Филипп принял мученическую кончину от рук Малюты Скуратова в Отрочьем монастыре в городе Твери.
1577 – 1584 г.г. – Строится каменная Никольская церковь. 1583 г. – прежняя деревянная церковь перевезена на Анзер и поставлена на берегу Троицкой губы.
1584 г. – Возводится каменная крепость с башнями по проекту монаха Трифона (окончена в 1596-м году).
1596-1601 г.г. – Строительство Благовещенской надвратной церкви.
Формирование государственной системы крепостного
права
В конце XVI в. положение зависимого населения в России коренным образом изменилось. Еще в середине века крестьяне могли в определенный срок (за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него), рассчитавшись со своим владельцем, уйти к другому. Нормы Юрьева дня служили важным регулятором экономической жизни деревни. В годы г ...
Литература Киевской Руси. Былины. Летописание. «Слово о полку Игореве»
Былины.
В Х в., в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр — героический былинный эпос. Былины резко отличались от -придворных славословий, которые мы находим в летописях.
Эпоха полюдья и дальних заморских путешествий за тысячи километров от Киева не оставила следа в русской эпической поэзии. Народ н ...
Образование древнерусского государства. Расселение
славян
Наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину из одного её угла, с юго-запада, со склонов Карпат. Сама это фраза не вызывает возражений, но Ключевский уточняет: с VII века, когда в жизни восточных славян обозначались явления, которые можно признать н ...
