Исторические хроники » Первая Государственная дума России » Государственная дума в России

Государственная дума в России
Страница 2

Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки "незаконности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых ewe», август 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 г., Указ от 9 ноября 1906 г. о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, ненаказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию.

Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой".

Царь и Столыпин сами в узком кругу называли "бесстыжим" закон 3 июня 1907 г. Он урезал представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы, азиатская - 15.

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%), сократилось от крестьянской (с 42 до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили "цензовые элементы", т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в 7 из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутаты Думы следовало избирать от рабочих.

Теперь менее 1% населения страны избирало 2/3 выборщиков. Один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих. Представительство крестьян сокращалось вдвое.

Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность, вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст.87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

Страницы: 1 2 3

Сдача Тулы и пленение Болотникова
Имеются разные версии относительно сдачи Тулы. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров приняли версию Буссова о том, что Болотников вел переговоры с Шуйским и, получив от него обещание сохранить жизнь защитникам крепости, сдал город. С.Ф. Платонов считал, что переговоры с Шуйским вели туляне, которые выдали царю Болотникова и дру ...

Правительство вынуждено провести реформы, Россия с феодальной монархии – в буржуазную (Ленин). Причины
1) Противоречие между базисом и надстройкой. Первая революционная ситуация - в базисе, но реформа устроила это противоречие, после реформы 1861 – между базисом и надстройкой быстро развиваются капиталистические отношения, рабочая сила в товар и т.д. на рубеже 70-80-х гг. капитализм как господствующие отношения победили, базис капиталист ...

Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций
Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как: 1) сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу; 2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных ...