Исторические хроники » Культура России в ХIХ веке » Просвещение

Просвещение

Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами.

Развивалась и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу XIX века в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине XIX века был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине XIX века были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей. Радикальное интеллигенция не редко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов.

Кризис лейбористского правления и приход к власти кабинета консерваторов
Ухудшение экономического положения Англии в конце 1949 г. вследствие девальвации фунта стерлингов и другие признаки надвигавшегося кризиса перепроизводства вызвали тревогу лейбористского правительства: оно боялось дальнейшего нарастания недовольства масс и как следствие этого — кризиса доверия. Чтобы укрепить свое положение, пока еще не ...

Роль военного фактора в процессе отражения экспансии Литвы
С 1269 по 1306 годы Литвой было совершено 16 походов на Ливонию, 9 походов в Пруссию и только 5 на Русь. Но, освоившись в сложившейся ситуации и воспользовавшись начавшейся войной Тевтонского ордена с Польшей, Литва опять главный удар направила на восток. С 1316 по 1341 князем Гедимином (Гедиминасом) были захвачены Минск, Пинск (1318), ...

Франтишек Ладислав Челаковский.
Больших успехов добился в этой сфере Франтишек Ладислав Челаковский (1799-1852). Он родился в г. Страконице, в семье плотника, учился в гимназиях двух чешских городов, в 1817 г. уехал в Прагу изучать философию, а, окончив курс обучения, вступил в литературу. В 1834 г. он стал редактором газеты “Пражске новины”, с 1835 г. преподавал чешс ...