Исторические хроники » Наполеон Бонапарт » Образование

Образование

В роялисткой Франции образование входило в компетенцию религиозных орденов. Естественно, что революция, впитавшая философские воззрения века Просвещения, провозгласила народное образование правом и долгом государства и установила три степени его – начальное, среднее и высшее. Основание Университета и гарантия его прав и привилегий стали в полной мере делом консулата и империи. И сколько мужества понадобилось первому консулу, чтобы взяться за это сверхчеловеческое по трудности предприятие в момент, когда учебные заведения в результате эмиграции священнослужителей оказались без преподавателей, а молодёжь 1800 года, молодёжь нового века, блистала скандальным невежеством.

- Из всех областей управления самая важная – народное образование, - заявлял Бонапарт на заседаниях Государственного совета. – От этого зависит всё – настоящего и будущее. Народное образование должно быть разумным и классическим.

Законом от 1 мая 1802 года начальное образование передавалось в ведение коммун и одновременно учреждалось около 30 лицеев, где примерно 3 тысячи учеников будут обучатся за счёт правительства. Для них двумя консульскими постановлениями определялись программы - от латыни до трансцендентной математики, расписание, правила дисциплины и форма.

Необходимо, - провозглашал глава государства, - чтобы духовное состояние и политические идеи поднимающегося поколения более не зависели от очередной новости дня или преходящих обстоятельств. Надо прежде всего добиться единства образования, чтобы целое поколение могло быть отлитым в одной форме.

Только с помощью цифр можно составить представление о грандиозных масштабах этого предприятия, доведенного до конца первым консулом и затем императором. За 15 лет число лицеев возросло с 9 до 46; частных средних школ, контролируемых государством, - с 300 до 1200; колледжей заново созданных, в 1815 году станет 370. В 1814 году Франция насчитывает 37 академий, 13 теологических факультетов, 17 - юридических, 9 – медицинских, 31 – языка и литературы и 17 – естественных наук!

Кризис «верхов»
В годы войны усилилось разложение правительственной верхушки. В угоду реакционным помещикам и придворным кругам Николай II неоднократно заменял министров и председателей совета министров. За два года были сменены четыре председателя совета министров и многие министры. Шла настоящая министерская чехарда. Современники презрительно называл ...

Антиглобализм и перспективы модификации глобалистского процесса
Глобализация - реальный, необратимый, объективный процесс, обусловленный длительным периодом предшествующего развития различных сфер общественной и, прежде всего, экономической жизни, набирающий все более мощные внутренние движущие силы и абсолютно контрпродуктивно реагировать на него проклятьями или демонстративным игнорированием. Возм ...

Востановление на службе М.М. Сперанского. Смерть Александра 1
1 октября 1816 г. Сперанский был уже в Пензе. Так произошло его возвращение к власти и государственной деятельности. Приехав в Пензу, Сперанский немедленно занялся наведением порядка в делопроизводстве, страшно запущенном при прежних губернаторах, постарался быстро разрешить годами тянувшиеся тяжбы, развернул активную борьбу со злоупот ...