Хорватские земли в австро-турецких войнах конца ХVII — начала ХVIII в.
В 1683 г. турецкий султан Мехмед IV объявил войну императору — королю Леопольду I. Великий визирь Кара-Мустафа во главе 250 тыс. войска с 30 пушками появился под Веной. После длительной осады столицу спас польский король Ян Собесский и герцог Карл Лотаринский, которые вовремя подоспели к оборонявшейся столице и разгромили турецкую армию. В этой битве погиб знаменитый хорватский историк — иезуит Юрий Крижанич, возвращавшийся из России.
События под Веной активизировали создание в 1684 г. по инициативе папы союза Австрии, Польши и Венеции — «Священной лиги» - с целью изгнания османов из Европы. Хорватское войско в Хорватии, венецианские — в Далмации, австрийская армия в Венгрии развернули наступление против турок. К 1687 г. была освобождена большая часть Венгрии, Славонии, а к 1699 г. - вся территория Хорватии. В этом же году был подписан Карловацкий мир, который положил начало освобождению балканских народов от османского ига.
В первой половине ХVIII в. войны коалиции с Турцией продолжались. Действия европейских держав, к которым еще в 1686 г. присоединилась Россия, в борьбе против турок достигли больших успехов. Так, в результате австро-турецких войн и дипломатических маневров территория монархии Габсбургов значительно выросла. Государство представляло собой пестрое в этническом отношении объединение народов и земель, разнившихся между собой по хозяйственной и социальной структуре и политическому управлению, не имевших единого закона о порядке наследования престола. В связи с этим усилилась централизаторская политика Габсбургов, направленная на слияние разнородных владений династии в целостное, неделимое дворянское государство. Проводя такую политику, Габсбурги могли почти не считаться со слабым хорватским дворянством, которое продолжало отстаивать право на самостоятельное положение хорватских земель в составе Австрийской монархии и на их воссоединение в единое политическое целое. В то же время они должны были учитывать интересы более мощных экономически и политически венгерских феодалов, которые требовали не только особого положения Венгрии в составе Австрийской монархии, но и претендовали на политическое верховенство в хорватских землях. В этой сложной обстановке хорватская знать должна была постоянно лавировать между Габсбургами и венгерским дворянством. Так, в начале ХVIII в. (1703—1711) в Венгрии развернулось антигабсбургское восстание под руководством Ференца Ракоци, однако хорваты отказались поддержать венгров и выступили на стороне австрийского правительства в борьбе против повстанцев.
В первой половине ХVIII в. при Карле VI были проведены некоторые реформы в военной, судебной и аграрной областях. Но главные усилия не имевшего сыновей монарха были направлены на закрепление наследственных прав Габсбургов по женской линии на престолы входивших в их владения королевств, в том числе Венгрии и Хорватии. В 1713 г. была издана утверждавшая эти права «Прагматическая санкция». Хорватский собор признал право наследования по женской линии Габсбургов в своих землях и тем самым продемонстрировал свое право самостоятельно решать политические вопросы независимо от Венгрии. Подчеркивалась добровольность унии Хорватии с Венгрией, а следовательно, возможность ее расторжения. Таким образом, хорватский собор стремился подчеркнуть особые отношения Хорватского королевства с династией Габсбургов. Хорватское дворянство получило поддержку Карла VI, однако в 1723 г. венгерский сейм принял закон, который подтверждал неделимость земель всего Венгерского королевства в составе габсбургской монархии, и Карл VI согласился с решением венгерского сейма. Это означало уничтожение политического смысла решений хорватского собора, которые не имели силы.
Реформы в области просвещения.
Н
ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная пр ...
Государственный деятель
Он стремится предвидеть все, что должно произойти, так как полагаться на случай нельзя, следует всегда быть готовым ко всему, действовать без промедления.
В нём нет ничего от идеолога, ибо духу его в высшей степени присущи три великих качества государственного мужа: реализм, здравый смысл и воображение.
Он вовлекает своих сотрудников, ...
Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков
В начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей.
В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школ ...