Хорватские земли во второй половине XIX — начале XX в. Хорватия и Славония
в период 1851—1868 гг.Страница 2
Летом 1866 г. Австрия потерпела поражение от Пруссии. В 1867 г. венгерская буржуазия, воспользовавшись трудной внешнеполитической и внутриполитической ситуацией в империи Габсбургов, вновь потребовала включить Хорватию в состав Венгрии. В 1867 г. империя была превращена в двуединую (дуалистическую) монархию — Австро-Венгрию, общие дела которой (армия, внешняя политика и т. д.) решались делегациями парламентов обеих частей государства. Власть над народами восточной части империи, в том числе и над Хорватией, была передана Венгрии. Хорваты пытались сопротивляться, однако собор 1868 г. утвердил хорвато-венгерское соглашение, определявшее положение Хорватии в составе земель венгерской короны. Это соглашение сохраняло за Хорватией автономию в делах внутреннего управления, суда, церкви и школ, хорватский язык признавался официальным на всей территории Хорватии. Все вопросы экономической жизни, сбор налогов, управление транспортом и связью входили в компетенцию венгерского парламента и правительства. Глава автономного правительства — бан назначался императором по представлению венгерского премьера. Это давало возможность подчинить себе хорватскую администрацию. Фактически вся законодательная и административная деятельность в Хорватии находилась под контролем венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение знаменовало собой предоставление Хорватии усеченной формы автономии в составе Венгерского королевства. Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация признавалось в качестве политической единицы, составляющей с Венгрией единую государственную общность. Венгрия подтверждала целостность хорватских территорий и обязывалась добиваться соединения Военной Границы и Далмации с Гражданской Хорватией.
Одним из сложных и дискуссионных был жизненно важный для хорватской экономики вопрос о статусе города Риеки. Этот крупнейший хорватский порт перешел под управление Венгрии и был объявлен венгерским административным округом. Таким образом, выхода к морю Хорватия так и не получила. Соглашение 1868 г. стало важнейшим государственно-правовым документом, которое поставило Хорватию в подчиненное положение, из которого она не могла выйти почти 50 лет. Степень зависимости от Венгрии оставалась значительной, особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии только Хорватия добилась предоставления ей автономных прав, что знаменовало собой определенный этап в борьбе за государственность.
Во второй половине ХІХ в. экономическое развитие хорватских земель было связано, с одной стороны, с развитием капиталистических отношений в венгерских землях, с другой экономика хорватских земель испытывала влияние мощного австрийского капитала. Особенно заметные изменения произошли в сельском хозяйстве, где развитие товарности сельскохозяйственной продукции расширяло внутренний рынок, что в свою очередь приводило к накоплению первоначального капитала. Постепенно развивалось промышленное производство, формировался класс буржуазии и рабочих, росли города, из отсталой окраины Хорватия превращалась в довольно развитую капиталистическую область.
Национально-зависимое положение Хорватии продолжало накладывать отпечаток на ее политическое развитие. В общественно-политической жизни Хорватии представители разных политических партий продолжали борьбу за проведение своих программ преобразований в стране. Народняки по-прежнему оставались наиболее многочисленной и влиятельной силой в обществе, резко критиковали хорвато-венгерское соглашение, предлагали преобразовать империю, активно вели поиски союзников, широко используя идею единения южных славян. В декабре 1870 г. они провели в Любляне Югославянский съезд, в котором приняли участие около 100 хорватских, словенских и сербских представителей, обсуждавших программу единой югославянской политики. Лидеры народняков вели тайные переговоры и с правительством княжества Сербии, обсуждая возможные совместные действия в Боснии и Герцеговине. В 1870 г. при их активном содействии бан Л. Раух вынужден был уйти в отставку, на выборах 1871 г. народняки одержали абсолютную победу. Партия права также выступала против хорвато-венгерского соглашения, но при этом они не поддерживали идею народняков о югославизме, считая ее предательством интересов хорватского народа. Лидер правашей А. Старчевич, будучи депутатом сабора, активно пропагандировал идеи своей партии. Были предприняты попытки сопротивления режиму вооруженным путем, в 1871 г. на Военной Границе произошло восстание, однако большинство граничар не поддержали восставших, и оно было подавлено.
Финансовая реформа
Самую выдающуюся роль сыграл Татаринов (был заграницей, специально был послан изучать финансовую структуру европейских стран).
1) В 1860 г. – организован государственный банк кредитования торговли и промышленности. Изменения классовой направленности финансовой политики (для поощрения российской буржуазии), деятельность этого банка мног ...
Начало войны на Восточном (русском) фронте
Восточный (русский) фронт тянулся от Балтийского моря до Румынии. Он делился на два фронта: Северо-Западный (от Балтийского моря до нижнего течения Буга), направленный против Германии, и Юго-Западный (вдоль русско-австрийской границы до Румынии) — против Австро-Венгрии.
В августе 1914 г. две русские армии вторглись в Восточную Пруссию ...
Состояние
Находится на боевой службе в составе Северного флота, принимает участвует в его боевой учебе.
Послесловие
«Адмирал Кузнецов» создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с СВВП (проекты 1143, 1143.4) и разработанными в 1970-е гг., но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапуль ...