Исторические хроники » Адмирал Советского Союза Кузнецов Н.Г. Курсом к победе » Трижды адмирал

Трижды адмирал

Российский флот на протяжении всей трехсотлетней истории постоянно попадал из штилей в бурю. После периодов расцвета наступал спад. Первые лица континентальной империи начинали проявлять к нему внимание в основном после катастроф. Попытки восстановить морские силы после поражений в Крымской и Русско-японской войнах, а также после Октябрьской революции 1917 года с помощью отдельных частных решений проваливались. Они давали плоды, когда принимались программы, рассчитанные на перспективу. Так было при Петре I, Екатерине II, когда адмиралы А. Синявин и Ф. Ушаков одержали ряд блестящих побед в Средиземном море над Османской империей. Такой была программа строительства океанского флота, осуществлявшаяся при главкоме ВМФ С.Г. Горшкове в 1967-1991 годах, которая вывела СССР в ранг второй морской державы мира и одновременно, наряду с другими военными программами, способствовала подрыву экономики. А еще был адмирал, который посмел идти наперекор вождю. И тем самым спас тысячи жизней .

В советские времена первым радетелем за флот, по сути основателем современных ВМС стал нарком ВМФ в 34 года и адмирал флота Советского Союза в 40 лет Николай Герасимович Кузнецов. Судимый, пониженный в звании и опять вознесенный до постов главкома и министра, восстановленный в звании адмирала в 1951 году, вновь уволенный через 5 лет с понижением и только через 14 лет после смерти, в 1988 году, в третий раз ставший адмиралом флота.

Он одним из первых ввел в СССР понятие "сбалансированный флот". Оно является ключевым и сейчас, когда Россия вынуждена была фактически отказаться от советской доктрины проецирования своей мощи в мировом океане авианосными группами кораблей, но снова пытается восстановить статус океанской военно-морской державы.

В Первую мировую войну сбалансированным считался флот, имевший различные классы кораблей. Во Второй мировой "сбалансированный флот" - это уже соотношение различных родов войск в составе ВМФ: надводных кораблей, подлодок и морской авиации. В наше время проблема сбалансированности развития морских сил ядерного сдерживания и сил общего назначения - проблема экономическая и политическая, так как включает в себя постановку задач перед ВМФ на перспективу в 20-30 лет. Ведь строится авианосец или подводный стратегический ракетоносец минимум 6-8 лет, а эксплуатируется при правильном обслуживании и ремонте лет 20. И это не считая разработки, предшествующей строительству.

И все же главным свершением жизни Кузнецова стало спасение советского флота в первые дни войны 1941-1945 годов.

История создания крейсера
Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) пр.1143.5 разработан Невским проектно-конструкторском бюро на основе пр.1143.4 ("Баку", позднее Адмирал Горшков) с использованием опыта создания кораблей пр.1153 и 1160. Эскизное проектирование начато в 1977 г., завершено в июле 1980 г. и окончательно проект утвержден в мае 1982 г. Главными ...

Первая мировая война
В последние десятилетия XIX в. и в первое десятилетие XX в. в мировом сообществе сложились две враждебные политиче­ские группировки империалистических государств, начавшие в 1914 г. мировую войну — Тройственный союз и Антанта. Герма­ния, Австро-Венгрия и Италия, оформившиеся в Тройственный союз, и Англия. Франция и Россия, объединившиес ...

Кризис «верхов»
В годы войны усилилось разложение правительственной верхушки. В угоду реакционным помещикам и придворным кругам Николай II неоднократно заменял министров и председателей совета министров. За два года были сменены четыре председателя совета министров и многие министры. Шла настоящая министерская чехарда. Современники презрительно называл ...