Исторические хроники » Франсуа Гизо - жизнь и творчество

Франсуа Гизо - жизнь и творчество
Страница 2

Политические размышления. Поиск мер, которые обеспечили бы Франции стабильность, привели локтринеров к идее легитимной монархии. Сохранение династии Бурбонов, считал Гизо, стало бы спасением Франции, пережившей революцию. Гизо верил в необходимость сохранить идеалы 1789 года, отделить их от революции и соотнести с королевской властью. Гизо защищал Хартию 1814 года, поскольку в ней были заложены основные принципы нового общества во Франции и закреплены результаты революции. Гизо ратовал за улучшение отношений между монархией и народом путем укрепления во Франции конституционно-правового порядка.

В апреле 1814 года Гизо становится генеральным секретарем министерства внутренних дел. Находясь на этом посту он участвует в подготовке проекта закона о свободе печати и реформы народного образования.

Возвращение Наполеона заставило Гизо оставить государственную службу и покинуть Париж.

Середина 20-х-середина 40-х гг. стали временем активной литературной деятельности Гизо, когда им были написаны такие работы, как: «О смертной каре по политическим мотивам», «История представительного правления», «Опыт истории Франции», «История английской революции», «Курс новой истории» (в 6 т.), «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции» и др. В 1824 году доктринеры во главе с Гизо основали газету «Глоб», в 1827 году Гизо стал руководителем еще одного периодического издания – «Ревю Францез». Статьи этого журнала были посвящены проблемам истории, философии, литературы и одновременно, как замечал сам Гизо, проникнуты духом политики.

Рассуждая о смертной казни по политическим мотивам, он не отвергает эту меру полностью, однако, называет ее чрезвычайно опасной для правительства часто к ней прибегающего.

Идеальным общественным устройством Гизо считал представительное правление, в основе которого лежит разделение властей, выборность и публичность действий. Крайние политические течения в обществе способна, по мнению Гизо, примирить только сильная королевская власть. Поэтому для Франции, считал Гизо, главное заключается в том, чтобы король смог подняться над политическими страстями и найти в себе силы не становиться на чью-либо сторону. Когда же король увлекся политической борьбой, Гизо перешел в оппозицию к режиму Реставрации.

Гизо много работал над историей Английской революции 17 в., сравнивал ее с революцией во Франции.

Значение «Истории цивилизации в Европе» и «Истории цивилизации во Франции» заключается прежде всего в стремлении подойти к пониманию закономерностей исторического развития, в проникновении в диалектику развития исторических эпох. Гизо доказывает то, что общество никогда не распадается раньше, чем в его среде не возникает новое. Само понятие «цивилизация» означало для Гизо прежде всего идею непрерывного прогресса и нравственного совершенствования самого человека.

В 1827 году, в период правления Карла X (1824-1830), Гизо основал общество «На Бога надейся, а сам не плошай», в состав которого вошли члены школы доктринеров. Общество активно вело работу по подготовке выборов в палату депутатов, его цель состояла в том, чтобы конституционными методами добиться победы либералов на выборах. В результате уже в 1827 году либералы получили относительное большинство мест в палате депутатов.

Революцию 1830 года Гизо воспринял довольно противоречиво. Политический режим, рожденный революцией, считал он, плод не закона и разума, а страстей и политических интриг. Поэтому главную задачу он видел в преодолении революционного духа и восстановлении свободы и порядка во Франции. Вину за революцию он возлагал на Карла X и его окружение, которые изменили Хартии 1814 года.

Деятельность Гизо в 30-е гг. была многогранна. В январе 1830 года он был избран в палату депутатов, в ноябре возглавил министерство внутренних дел (занимался разработкой Хартии 1830 года), с 1832 по 1837 год был министром образования (разработал реформу народного образования, в основу которой положил принцип расширения его социальной базы и доступного начального образования для всех), с 1839 по 1840 год являлся послом Франции в Англии, с 1840 года был министром иностранных дел и фактическим главой правительства, а с 1847 года вплоть до революции 1848 года был премьер-министром. С началом революции Луи Филипп дает отставку Гизо, который, испугавшись размаха народных выступлений в Париже, бежит в Англию.

Страницы: 1 2 3

Кроманьонец
Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомо сапиенс, или человек разумный.[6] (Его называют еще гомо сапиенс сапиенс.) По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем. Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в ре ...

Ян Эвангелиста Пуркине (1787-1869)
Он родился в Либоховицах (Северная Чехия), в зажиточной семье и получил серьезное образование уже в школе пиаристского ордена, членом которого стал в 1805 г. Позднее он вышел из ордена, чтобы заняться изучением философии в Пражском университете, был по окончании курса частным учителем, но закончил в Пражском университете и медицинский ф ...

Ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Неподготовленность России
Россия вступила в империалистическую войну плохо подготовленной. После войны с Японией царское правительство провело в армии ряд преобразований, несколько улучшивших ее состояние. Но реформы не были завершены. Армия не имела достаточно запаса орудий, винтовок, боеприпасов, а отсталая экономика страны не могла обеспечить быстрого расшире ...