Франсуа Гизо - жизнь и творчествоСтраница 1
Франсуа Гизо (1787-1874) – один из выдающихся французских историков эпохи Реставрации, видный представитель либеральной мысли первых десятилетий 19 в., активный политический деятель. Трудно однозначно ответить на вопрос, что доминировало в Гизо – качества политика или историка. Скорее всего, Гизо – политик дополнял Гизо – историка и наоборот.
История интересовала его потому, что он пытался понять перспективу развития человеческого общества. В историю цивилизации он всматривался не как бесстрастный исследователь, а как политик, пытавшийся найти ответ на чрезвычайно актуальный для того времени вопрос: как достичь «свободного правления» и в чем его суть.
Франсуа Пьер Гийом Гизо родился на юге Франции, в городе Ниме, 4 октября 1787 года, в буржуазной протестантской семье. Возможно, именно протестанскому воспитанию обязан Гизо созданием своей исторической концепции – убежденности в целесообразности всего хода истории, взаимозависимости и взаимообусловленности исторических эпох и, как следствие, признанию закономерностей исторического развития.
Отец Гизо – адвокат по профессии – в апреле 1794 года погиб на эшафоте за участие в революционных событиях на стороне федералистов. В 1798 году его вдова с детьми переехала в Женеву, где Гизо и получил образование. Особое внимание будущий историк уделял изучению иностранных языков и риторики, в университете он прослушал курсы по словесности, юриспруденции, философии. Впоследствии Гизо назвал Женеву своей «интеллектуальной колыбелью».
В Швейцарии собралась многочисленная французская эмиграция, центром которой было имение мадам де Сталь замок Коппет. Гизо лишь несколько раз посетил ее дом, но сумел познакомиться со многими представителями французской либеральной мысли. Однако общество эмигрантов Гизо мало удовлетворяло, его манил Париж, куда он отправляется в сентябре 1805 года, не имея ни средств, ни знакомств. Он поступает домашним учителем и секретарем в семью Стапфера (министр наук и искусств Гельветической республики). Вечера, которые устраивал Стапфер, собирали лучших представителей интеллигенции Франции, на одном из них Гизо познакомился с писательницей Полиной Мелан, ставшей впоследствии его женой. Связи семьи Мелан с правительственными кругами открыли Гизо дорогу в политическую деятельность.
В 1811 году Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел, а в 1812 году Ройе-Коллар – видный политический и государственный деятель, адвокат, профессор философии – предложил Гизо место преподавателя истории в Сорбонне. На это предложение Гизо воскликнул: «Историю? Но я же не знаю ее!» и получил ответ: «Ничего, вы узнаете ее в процессе преподавания». Гизо начал усердно заниматься. В итоге, к 1830 году он сделался одним из самых уважаемых профессоров Сорбонны, аудитории во время его лекций были полны, студентов потрясала эрудиция преподавателя, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Гизо оперировал огромным количеством фактов и документов. Все современники отмечали ораторский талант Гизо, однако подчеркивали, что этот талант сочетается у него с некоторым высокомерием: Гизо как бы поучал, говорил не на равных со слушателями.
Несмотря на успехи в науке, Гизо мечтал о политической карьере. Он примкнул к наиболее умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты – «доктринеры». Группа доктринеров была малочисленной, их количество никогда не превышало 10 человек. Первоначально главой этого направления был Ройе-Коллар, но с середины 20-х годов его лидером стал Гизо. Он являлся и теоретиком группы, написал огромное количество брошюр: «О представительном правлении и современном положении Франции», «О заговорах и политической правосудии», «О средствах правительства и оппозиции в современных условиях Франции» и мн. др.
Доктринеры выдвинули тезис об исторической правомерности Французской революции, ее прогрессивности с точки зрения тех принципов, которые она утверждала, и брали под защиту рожденный ею бессословный гражданский строй. Их воззрения были связаны с верой в исторический прогресс, в основе которого лежит развитие личности, ее культурный рост, расширение ее прав и свобод. Они проповедовали идею того, что революция– стадия вековой эволюции, ведущей к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее.
Стилистическая неупорядоченность языка
Период правления Петра I характеризуется стилистической неупорядоченностью литературного языка. Бурное развитие функциональных стилей в начале XVIII в. сказалось, как уже отмечено, прежде всего, в деловой, а затем в художественной речи», значительно распространившей сферу своего употребления.
В языке деловой письменности Петровской эпо ...
Неолитическое искусство
Неолитическое искусство – это значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и накальными изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые г ...
Реорганизация государственного управления
Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.
Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, — запи ...