Исторические хроники » Петр Первый » Азовские  походы.  Развитие  флота.

Азовские  походы.  Развитие  флота.
Страница 2

Дело было сделано. Турки перед штурмом сдались – при условии свободного пропуска гарнизона с оружием и имуществом в Турцию. В этот раз русское войско возвратилось вовсе без пленных. Но в торжественной церемонии солдаты волочили по земле 16 вражеских знамён. Недоверие, настороженное отношение к Петру сменялось удивлением – непобедимые турки биты!

Второй Азовский поход и год его - 1696-й надо считать той точкой во времени, с которой началось в истории России Петровская эпоха – пора, когда за год делалось столько, сколько раньше и за десять не успевали. Подобно тому как за одну зиму, в морозы, метели, непогоду был построен Азовский флот, так будет делаться и всё прочее – в невероятном, сверхчеловеческом напряжении. Основные тяготы и лишения, как всегда падут на простых людей, на крестьян, на посадских. Но и дворянам, и потомкам великих князей придется считаться с характером Петра. К примеру, сыновья вельмож, посланные в Голландию учиться корабельному делу, отказались работать на верфи плотниками, и Петр, узнав об этом, приказал отрубить им головы. Только голландский закон спас молодых дворян от казни. А сам Пётр? Будет отдавать распоряжения, сидя во дворце? Он будет всегда в самом напряжённом месте, говоря словами Ломоносова: «в пыли, в дыму, в пламени .». При первой осаде Азова Петр не только руководил всей артиллерией, но и сам снаряжал гранаты, наводил орудия, стрелял. «Зачал служить с первого Азовского походу бомбардиром» - так написал о себе царь. Во втором походе шкипер Петр Алексеев вёл по Дону отряд в восемь галер, он находился на галере «Принципиум», которую сам строил. За взятие Азова отличившихся повысили в чинах – шкипер Петр Алексеев, царь Петр Алексеевич, стал капитаном.

Таким образом, Петр сделал первый шаг к овладению Чёрным морем – событие было черезвычайно важным в своё время.

Для того чтобы Азов остался за Россиею, недостаточно было его взять, нужно было сделать его русским городом. С этой целью государь вместе с боярами указал послать туда 3000 семей из низовых городов для поселения и 400 человек конницы, кроме того, положено содержать там 3000 войска до окончательного заселения Азова. Но одно владение Азовом не имело по себе большой важности: оно могло открыть путь к дальнейшему движению России на юг, к обладанию черноморским берегам и Чёрным морем. Упорное противодействие со стороны турок и татар было неизбежно, к нему должна была готовиться Россия и готовиться поспешно, а для этой цели необходим был флот, и Петр выдумал такое средство, чтобы создать его в самое короткое время.

4-го ноября 1696 года в Преображенском селе государь собрал думу, в которую приглашены были и иностранцы. Эта дума, по воле государя, вынесла такой приговор: всем жителям государства участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определённом числе сами строить корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы с 8 тысяч крестьянских дворов, а светские с 10 тысяч дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были для этого слагаться в «кумпанства»: кумпанством называлась купа владельцев, которые, сложившись вместе, представляли число крестьянских дворов, назначенное для построения корабля. Так образовались духовные, светские и гостиные кумпанства. Они носили названия по имени сановников, занимавших наиболее видное место, например, кумпанство митрополита такого-то или кумпанство князя такого-то. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях. Лес для кораблей положено было рубить в нарочно отведённых для этого угодьях, а для рубки выслать жителей украинских городов. Всех судов положено построить 52, которые разделялись на четыре класса. Баркалоны, постройка которых была возложена на кумпанство светских домовладельцев и с ними на двух духовных: на казанского и вологодского владык. Это были большие суда в 115 футов длиною и 27 шириною, при семи футах углубления, со значительным числом больших чугунных орудий, от 26 до 44. Барские суда, отличавшиеся большею шириною относительно длины, выпали на долю гостиных кумпанств; третий род судов назывался бомбардирским, разной длины (от 80 до 90 футов при 20 и 28 футах ширины); четвёртый – галеры (шириною 24 фута, а длиною от 125 до 174 футов). Постройка последних падала на долю духовных и землевладельцев. Каждое кумпанство обязано было не только выстроить корабль, но и снарядить его за свой счёт. Для производства судов были выписаны в 1696 году иноземные мастера. Венецианский сенат по просьбе царя выслал 13 судостроителей, а в начале 1697 года, по приказанию царя, Франц Тиммерман через своих агентов выписал пятьдесят мастеров из голландцев, шведов и датчан. Этих мастеров отправляли в Воронеж и распределяли по кумпанствам на срок. Если из них кто умирал или после срока удалялся, то кумпанства сами должны были приискивать мастеров. Большая часть кумпанств, будучи не в силах сама вести этого дела, отдавала постройку этих судов в подряд иноземным мастерам. Второстепенные рабочие, плотники, кузницы, столяры – были из русских. Общий надзор над постройкой судов был поручен окольничему Простасьеву, со званием «адмиралтейца». На Азовском море в то же время строили гавань, избравши местом для этого Таганрог. Петр в связи с делом судостроения предпринял прорыть канал между Доном и Волгою посредством рек Иловли и Камышенки.

Страницы: 1 2 

Промышленность
Гораздо более высокими темпами, нежели сельское хозяйство, развивалась промышленность. В конце XVIII века в России действовали 167 горных заводов, обслуживаемых 80 тыс. рабочих, и 1094 предприятия обрабатывающей промышленности, на которых трудилось 82 тысячи рабочих. В последней четверти XVIII века отчасти упало значение металлургии Ура ...

Политика «Открытых дверей»
Если у Маккинли и были какие-либо сомнения в отношении целесообразности империалистического внешнеполитического курса, то успешное для США развитие событий испано-американской войны продемонстрировало их необоснованность – уже в ходе войны президент заявил, что по ее окончании США сохранят за собой все, что захотят. В том же 1898 г. он ...

Складывание и развитие теории народничества
Исторические корни народничества уходят в 40-е годы XIX в. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута родоначальниками народничества А.И.Герценом и Н.Г.Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П.Огарев. «Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда — вера в возможность к ...