Программы различных политических партий и движений по созданию единого
национального государстваСтраница 1
      
Существовало несколько проектов устройства будущего югославянского государства. Выдвигались республиканские, централистические и федералистские идеи. Прогрессивные элементы во главе с левыми социал-демократами выступали за республиканскую форму правления, демократическое устройство государства, равенство всех его народов, за федерацию республик всего Балканского полуострова.
Социал-демократы выступали за создание централизованного югославянского государства, против сепаратизма, требовали решительной демократизации общественной жизни.
Однако в программе социал-демократической партии Сербии и Боснии и Герцеговины, не было в тот период достаточно четко поставлена задача, завоевания власти пролетариатом и отсутствовал ясный ответ на вопрос о формах государственного управления.
Программа Хорватской народной крестьянской партии С. Радича выдвигала в общем, виде задачу обеспечения независимости Хорватии едином югославянском государстве, но не говорила о конкретных путях ее решения.
В Вардарской Македонии среди населения существовало стремление к объединению всех частей Македонии в самостоятельное единое государство.
Черногории по вопросу о создании единого югославянского государства боролись два направления: сторонники объединения с Сербией и другими югославянскими землями и сторонники сохранения старых порядков и власти династии Негошей. В черногорской Народной скупщине сторонники второго направления составляли меньшинство.
Сербия стремилась играть роль объединителя всех югославских земель и выступила против черногорского и иного сепаратизма.
Буржуазные политические партии возлагали большие надежды на Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию государства. Они считали, что конституция будет способствовать стабилизации режима. Все без исключения буржуазные партии были заинтересованы в создании «арочной» власти, способной подавить революционное движение.
Ряд партий имел свою собственную программу устройства государства. Это предопределило сложность обстановки в Учредительном собрании. В начале апреля 1921 г. оно приступило к обсуждению проекта конституции, составленного специальной комиссией представителей сербских буржуазных партий.
Расстановка сил в Учредительном собрании была следующей. Из депутатов собрания от демократической партии было 92 депутата, от радикальной — 91, Хорватской республиканской крестьянской партия — 50, от Союза земледельцев -39, Югославянской мусульманской организации-24, Словенской партии — 27. Коммунистическая партия Югославии была представлена 58. Буржуазные партии располагали большинством голосов в Учредительном собрании.
Радикалы, возглавлявшиеся Н. Пашичем, представляли главным образом буржуазию собственно Сербии и выступали с наиболее крайними великодержавными националистическими лозунгами. Они рассматривали присоединенные к Королевству земли как часть Сербии и стремились внести соответствующий пункт в конституцию.
Демократическая партия, созданная весной 1919 г., кроме буржуазии (гневным образом средней и мелкой) собственно Сербии, представляла сербскую буржуазию Хорватии и Воеводины. Отстаивая принцип централизма и сербского великодержавия, «демократы» были заинтересованы в монопольном положении буржуазии одних только внутренних районов Сербии. C. Прибичевич, Л. Давидович и другие лидеры демократической партии, по многим вопросам выступали против слишком «прямолинейной», национальной политики Пашича.
Непоследовательной была группа С. Протича, которая в 1920 г. вышла из радикальной партии. Протич предлагал ввести широкое областное самоуправление, имея в виду строгое его подчинение центральному государственному аппарату. Это означало, что органы самоуправления получат только номинальные права. Проект Протича был лишь разновидностью великосербского варианта государственного устройства, предложенного правительством.
Более существенно от этого проекта отличались проекты партий национальных районов.
Югославянский клуб, в состав которого входили Словенская народная партия, Хорватская народная партия и небольшая группа сербов католиков, выступал с предложением создать федерацию шести национальных областей с подчинением их центральной власти в Белграде. Словенская народная партия, выражая интересы крупной словенской буржуазии, требовала предоставить Словении, как наиболее развитой области в государстве, широкую экономическую автономию.
Короткий парламент.
	 
Годы беспарламентского правления (1629-1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию. 
Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая ...
	
Избирательные реформы. Классовая структура общества.
	 
В конце XVIII в. – начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатом которого стало исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Лондон превратился в торговый и финансовый центр всемирного значения. Вследствие промышленного переворота появился многочисленный пролетари ...
	
Присоединение Восточной Сибири
	 
Русские промысловики еще в XVI в. охотились на пушного зверя в правобережье нижнего течения Оби, в бассейнах рек Таза и Турухана, постепенно продвигались на восток к Енисею. Они основывали зимовья (которые из временных перерастали в постоянные), вступали с местными жителями в обменные, производственные, бытовые и даже родственные от ...
	
