Исторические хроники » История Сибири в XVII-XIX вв. » Русская экспансия в Южной Сибири

Русская экспансия в Южной Сибири
Страница 1

Сибирь — необъятный бело-зеленый континент за Уральским хребтом, поле для героических подвигов русских переселенцев. Тысячи верст за один исторический миг прошагали они на восток через таежные дебри до берегов Тихого океана. Именно тогда был заложен потенциал будущей великой Российской империи. Но как эта страна, населенная весьма воинственными аборигенами, оказалась в составе России, какие факторы являются главными в процессе присоединения Сибири, какие второстепенными? Ответить на эти вопросы пытаются все новые и новые поколения историков[1].

До революции 1917 г. подавляющее большинство исследователей безусловно признавали главным военно-насильственный элемент. В роли организатора "завоевания" восточных территорий, естественно, выступало государство, либо самодеятельные вооруженные отряды. К такому выводу историков подталкивали вопиющие факты кровавых вооруженных столкновений между аборигенами и русскими колонистами. Концепция "завоевания" Сибири господствовала в литературе до Великой Отечественной войны. Ей отдал дань патриарх советского сибиреведения С. В. Бахрушин. Она прочно укоренилась и в массовом историческом сознании населения СССР.

После войны произошел коренной перелом в отечественной историографии, связанный с работами В. И Шункова, который взглянул несколько под иным углом зрения на историю сибирской колонизации. Он обнаружил, что огромную роль в освоении (именно освоении!) Сибири сыграли русские крестьяне. С тех пор идеи Шункова продолжали кристаллизоваться, пока не отлились в форме пятитомного фундаментального труда под общей редакцией А. П. Окладникова, где второй том был посвящен периоду феодализма.

После работ Шункова и официального пятитомника советские историки дружно бросились критиковать идеи своих дореволюционных предшественников, они отреклись от идеологически вредной концепции "завоевания" и присоединились к новой теории "присоединения" Сибири к России, предложенной Шунковым[2].

Некоторые советские исследователи колонизационного процесса за Уралом пошли еще дальше, обнаружив, что эти присоединение являлось "преимущественно добровольным". Это был ловко срежиссированный ход развития отечественной историографии. Видимо, необольшевистские идеологи решили с патриотических позиций исторически обосновать существование "дружной семьи" народов СССР, отказавшись от прежних ленинских идей относительно прошлой имперской сущности России.

Между тем, точка зрения Шункова была более осторожной и взвешенной, чем ангажированные заявления его последователей. Некоторые диалектичные мысли Шункова до сих пор существуют исключительно в форме парадоксальных стереотипов, не наполненных реальным содержанием. В первую очередь это замечание относится к его размышлениям о двойственном характере присоединения Сибири. Он даже попытался сформулировать механизм решения сложнейшей задачи - квалификации процесса присоединения в связи с изучением земельных отношений русских переселенцев ж аборигенов, которые складывались не всегда гладко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Общие черты хозяйственного развития древних цивилизаций
Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как: 1) сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу; 2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных ...

Винничук Юрий
Род. 1952 Юрий Павлович Винничук - украинский лингвист, журналист, писатель, редактор. Юрий Винничук родился 18 марта 1952 года в Ивано-Франковске. Его отец был врачом Ивано-Франковской областной больницы, мать - инженером-экономистом. Образование получил в Прикарпатском университете имени В. Стефаника, филологический факультет. В 197 ...

Благовещенский собор, Красное крыльцо и церковь Ризположения
В 1484-89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (собор Благовещения Пресвятой Богородицы), ставший домовой церковью московских князей. Первоначально храм был трехглавым и имел открытую обходную галерею. Затем галерея была застроена, а храм обогатился еще шестью главами. Благовещенски ...