Исторические хроники » Земская реформа » Заключение

Заключение
Страница 1

Перед правительством встала сложная задача создать учреждения, которые взяли бы на себя заботу о бытовом и культурном уровне нового и самого многочисленного сословия свободных сельских обывателей. Это цели и отвечала земские учреждения, созданные в 1864 году.

Разработка законодательства о земских учреждениях велась под руководством Н.А.Милютина, положившего в основание реформы принципы бессословности, выборности и независимости будущих крестьянских учреждений от центральной и губернской власти в решении местных вопросов с 1859 года. Но после отставки Милютина в 1861 году всю подготовительную работу проводил более консервативный П.А. Валуев. Земская реформа 1864 года создала систему местного самоуправления в 34 из 50 губерний Европейской России. Реформа предполагала разделить население уезда на 3 курии (группы) согласно их имущественному положению, и каждая курия выбирала одинаковое количество гласных (депутатов) в уездное земское собрание (распорядительный орган), которое выбирало земскую управу (исполнительный орган). На заседаниях уездных собраний избирались из числа гласных губернские земские собрания. Губернское земское собрание, где председательствовал губернский предводитель дворянства, избирало губернскую земскую управу из председателя, утверждавшегося министром внутренних дел, и шести членов.

В компетенцию земств входило развитие местного здравоохранения, образования, инфраструктуры, забота об экологии, общественном призрении и страховании, местной промышленности и тюрьмах. Средства предоставлялись государством, но их не хватало, поэтому земства собирали средства с богатых землевладельцев данного района.

Итак, земства, где пришлось работать над решением местных проблем вчерашним крепостным вместе с их вчерашними хозяевами, с одной стороны, обладали определенной долей независимости, самостоятельности, но с другой, находились под неусыпным контролем государства.

Конкретно-исторический материал, оставленный земствами, позволяет сделать определенные выводы. Наряду с положительными чертами этой системе самоуправления были присущи и недостатки. Земские учреждения действовали в усеченном виде, только в уездах и губерниях. Они отсутствовали на низовом уровне управления. Земства не были «увенчаны» высшим органом, который хоть в какой-то степени объединял бы и координировал их деятельность; ограниченность земств проявлялась в системе выборов. Положение 1864 г. узаконило такие выборы, которые отдавали предпочтение крупным земледельцам и состоятельным гражданам; земства находились под жестким государственным контролем, и многие вопросы не могли решать без согласования с полицией и другими учреждениями коронной власти. Земства внесли большой вклад в продвижение страны по пути капиталистического развития, способствовали утверждению в обществе отношений нового типа. Созданные для выполнения земских повинностей и тем самым обреченные тратить львиную долю своего бюджета на обязательные статьи расходов, зачастую лишь косвенно связанные с реальными нуждами региона, они находили средства для подъема культуры, улучшения быта местного населения. Земства пытались осуществлять экономические мероприятия, направленные на повышение продуктивности сельского хозяйства, развитие крестьянских промыслов и предпринимательства, на борьбу с, последствиями неурожаев и стихийных бедствий. Существенным результатом деятельности земских учреждений было приобщение части населения к участию в местном самоуправлении, перенесение центра тяжести в решении вопросов хозяйственного и культурного развития из столиц в провинцию.[12]

Таким образом, тесная взаимосвязь государства и самоуправления реально прослеживается на всех этапах их исторического развития.

[1] См.: Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Общее государственное право.- СПб, 1998.- Ч. 1.- С. 118-119.

[2] История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева - 2001 - С. 202.

[3] Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших — в несколько десятков строк — заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий.

[4] Ковешников Е. M. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- M.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 94

[5] На первом заседании земского собрания нового созыва избирался личный состав земских управ. Уездные собрания посылали установленное законом количество гласных в губернские.

Страницы: 1 2

Кремль в ХIII-ХII веках
Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северск ...

Быт и нравы древних народов Украины
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы ...

Деятели в области образования. Проект организации образования Ф. С. Салтыкова
Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки — «Пропозиции» и «Изъ­явления, прибыточ ...