Исторические хроники » Земская реформа » Заключение

Заключение
Страница 1

Перед правительством встала сложная задача создать учреждения, которые взяли бы на себя заботу о бытовом и культурном уровне нового и самого многочисленного сословия свободных сельских обывателей. Это цели и отвечала земские учреждения, созданные в 1864 году.

Разработка законодательства о земских учреждениях велась под руководством Н.А.Милютина, положившего в основание реформы принципы бессословности, выборности и независимости будущих крестьянских учреждений от центральной и губернской власти в решении местных вопросов с 1859 года. Но после отставки Милютина в 1861 году всю подготовительную работу проводил более консервативный П.А. Валуев. Земская реформа 1864 года создала систему местного самоуправления в 34 из 50 губерний Европейской России. Реформа предполагала разделить население уезда на 3 курии (группы) согласно их имущественному положению, и каждая курия выбирала одинаковое количество гласных (депутатов) в уездное земское собрание (распорядительный орган), которое выбирало земскую управу (исполнительный орган). На заседаниях уездных собраний избирались из числа гласных губернские земские собрания. Губернское земское собрание, где председательствовал губернский предводитель дворянства, избирало губернскую земскую управу из председателя, утверждавшегося министром внутренних дел, и шести членов. Вакансии такси межгород москва. | купить канцтовары оптом в Московской области

В компетенцию земств входило развитие местного здравоохранения, образования, инфраструктуры, забота об экологии, общественном призрении и страховании, местной промышленности и тюрьмах. Средства предоставлялись государством, но их не хватало, поэтому земства собирали средства с богатых землевладельцев данного района.

Итак, земства, где пришлось работать над решением местных проблем вчерашним крепостным вместе с их вчерашними хозяевами, с одной стороны, обладали определенной долей независимости, самостоятельности, но с другой, находились под неусыпным контролем государства.

Конкретно-исторический материал, оставленный земствами, позволяет сделать определенные выводы. Наряду с положительными чертами этой системе самоуправления были присущи и недостатки. Земские учреждения действовали в усеченном виде, только в уездах и губерниях. Они отсутствовали на низовом уровне управления. Земства не были «увенчаны» высшим органом, который хоть в какой-то степени объединял бы и координировал их деятельность; ограниченность земств проявлялась в системе выборов. Положение 1864 г. узаконило такие выборы, которые отдавали предпочтение крупным земледельцам и состоятельным гражданам; земства находились под жестким государственным контролем, и многие вопросы не могли решать без согласования с полицией и другими учреждениями коронной власти. Земства внесли большой вклад в продвижение страны по пути капиталистического развития, способствовали утверждению в обществе отношений нового типа. Созданные для выполнения земских повинностей и тем самым обреченные тратить львиную долю своего бюджета на обязательные статьи расходов, зачастую лишь косвенно связанные с реальными нуждами региона, они находили средства для подъема культуры, улучшения быта местного населения. Земства пытались осуществлять экономические мероприятия, направленные на повышение продуктивности сельского хозяйства, развитие крестьянских промыслов и предпринимательства, на борьбу с, последствиями неурожаев и стихийных бедствий. Существенным результатом деятельности земских учреждений было приобщение части населения к участию в местном самоуправлении, перенесение центра тяжести в решении вопросов хозяйственного и культурного развития из столиц в провинцию.[12]

Таким образом, тесная взаимосвязь государства и самоуправления реально прослеживается на всех этапах их исторического развития.

[1] См.: Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Общее государственное право.- СПб, 1998.- Ч. 1.- С. 118-119.

[2] История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева - 2001 - С. 202.

[3] Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших — в несколько десятков строк — заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий.

[4] Ковешников Е. M. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- M.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 94

[5] На первом заседании земского собрания нового созыва избирался личный состав земских управ. Уездные собрания посылали установленное законом количество гласных в губернские.

Страницы: 1 2

Эра реформ.
Главной задачей реформ стало обеспечение стабильности режима. Ради этого в 1869 был установлен контроль над крупными феодальными владениями, а в 1871 они были вообще ликвидированы. Тем самым был открыт путь к созданию централизованной системы управления. С 1885 на ее вершине находился кабинет министров. Даймё и самураи потеряли свои пра ...

Азовские  походы.  Развитие  флота.
Все эти потехи были, так сказать, детским удовлетворением сильной жажды деятельности и великих подвигов, захватившей душу молодого царя. Недолго он довольствовался игрою в завоевания и кораблестроения. В конце XVII века Петр обратился к действительно важному предприятию. Предшествовавшая история оставила царствованию Петра вопрос с Кры ...

Портрет
Государь Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года в Санкт-Петербурге. Его Царственными родителями были император Петр III Феодорович и императрица Екатерина II Алексеевна С первых часов своего рождения царевич Павел был принят на попечение императрицей Елизаветой Петровной, которая отличалась любовью к Церкви. Свое раннее детство ...