Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Деятели в области образования. Проект организации образования Ф. С. Салтыкова

Деятели в области образования. Проект организации образования Ф. С. Салтыкова

Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки — «Пропозиции» и «Изъ­явления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торгов­лю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраи­вать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.

Автор записок настаивал на широком распространении образова­ния и рекомендовал учредить во всех губерниях выс­шие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механи­ка, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предла­галось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танце­вать».

Одним из первых в России Ф. С. Салтыков поставил вопрос об ор­ганизации женского образования, предложив «во всех губерниях учи­нить женские школы и на то обратить женские монастыри». В.школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничи­ваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обу­чали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.

Ф. С. Салтыков предлагал также организовать солидные библио­теки в каждой губернии.

Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей Рос­сии того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетель­ством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.

Начало Смуты. Самозванчество
В обстановке всеобщего недовольства, усиленного голодными годами начавшимися с 1601 г., все более упорными становились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного восьми лет от роду, погибшего в Угличе 15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах. Тяжелым положением России решили воспользоваться польские ...

Воцарение Лжедмитрия I
В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. 13 апреля 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов. Обстоятельства его смерти не ясны современникам до сих пор. Непризнавая его 16-летнего сына Федора царем, на стор ...

Мономахова шапка.
Успехи оружия Мономаха так прославили его на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и правители стран, соседствующих с Русью уважали его и трепетали перед ним. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю. Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, о ...