Исторические хроники » Экономика России в период НЭПа » Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Проведение новой экономической политики Коммунистическая партия начала с восстановления сельского хозяйства, суть которого лежала в подъеме индивидуальных хозяйств.

Начиная с 1923/1924 хозяйственного года[5] был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот налог взимался частично продукцией, частично—деньгами. Позже, после проведения денежной реформы, единый налог приял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше размера продразверстки, причем его основная часть была возложена на зажиточное крестьянство.

Большую помощь в восстановлении сельскохозяйственного производства оказали государственные мероприятия по улучшению агрикультуры, массовое распространение сельскохозяйственных знаний и улучшенных приемов ведения земледелия среди крестьян. Среди мер, направленных на восстановление и развитие сельского хозяйства в 1921-1925 гг., важное место занимала финансовая помощь деревне. В стране была создана сеть районных и губернских обществ сельскохозяйственного кредита. Ссуды предоставлялись маломощным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам и середнякам для приобретения рабочего скота, машин, орудий, удобрений, для повышения породности скота, улучшения обработки почвы и т.п.[6]

В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах. Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников, при этом, однако, устанавливались большие ограничения[7].

В ходе проведения этих преобразований сельскохозяйственное производство заметно увеличилось. В 1925 году общие посевные площади страны практически достигли довоенного уровня, увеличилось производство продукции земледелия и животноводства.

Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации

: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой[8]. Так, в сельском хозяйстве этими формами кооперации к концу 1920-х годов было охвачено больше половины крестьянских дворов.

К началу восстановительного периода товарные отрасли земледелия испытывали наибольший упадок, мелкие крестьянские хозяйства имели не специализированный, а универсальный характер. В связи с этим прежде всего возникла универсальная кооперация, которая обслуживала все рыночные нужды крестьянского хозяйства—сбыт всех видов сельскохозяйственной продукции, снабжение различными орудиями труда, а также осуществляла агрикультурное обслуживание и первичную обработку сельскохозяйственного сырья. Следующим видом кооперации были кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кредитная кооперация явилась формой соединения государственной помощи с инициативой широких крестьянских масс. Бедняки и середняки очень часто не могли восстановить свои хозяйства без использования кредита. Кредитная кооперация оказывала им такую помощь и спасала от кулацкой и ростовщической кабалы[9].

Человек и его семь оболочек
Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке. Посвященные Древнего Египта считали, что человек — это многомерное существо, к ...

Роль и значение деятельности Ивана Болотникова
Русские и иностранные источники единодушны в признании Болотниковым значения вождя восстания. Летописи именуют его «…всему злу вор и завотчик и всех злых дел начальник Ивашко Болотников»,[104] в разрядных записях он – «боярин» «царевича» Петра.[105] С этой оценкой вполне согласуются и характеристики, даваемые Болотникову иностранными н ...

Кончина Владимира Мономаха.
Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скон­чался 19 мая 1125 года на 73 году своей жизни. Уже, будучи слабым и больным он поехал на место, орошенное святой кровью Бориса, и там, у церкви, им созданной на берегу Альты, предал дух свой Богу. Дети и Вельможи привезли его тело и Киев и совершили обряд погребения в Софийском храме. Набо ...