Исторические хроники » Образование СССР » Заключение

Заключение

Весной 1923 г. Собрался XII съезд партии. Выступления делегатов от союзных республик и автономий показали, что неудержимо нарастали централистические тенденции. В адрес Сталина был брошен упрек в сокрытии от коммунистов последних писем Ленина по национальному вопросу. На самом съезде по решению его президиума ленинские документы были оглашены келейно (на заседании сеньорен-конвента), а далее – по делегациям). Группа делегатов указала на явное пренебрежение интересам республик, на недооценку национальных проблем. Попытки отстоять суверенные права народов в составе СССР подавлялись центральным руководством.

На совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, проходившем в июне 1923 г., было рассмотрено «дело» М. Султан-Гавителя Татарстана). К подготовке «дела» был широко привлечен аппарат ГПУ. Открывая совещание, Каменев выдвинул задачу «создать полное взаимное понимание между нами». Эта задача достигалась ценой игнорирования своеобразия отдельных народов. Один из участников совещания прямо заявил, что местные работники, в чем-то расходящиеся с центром, боятся, что их арестуют, расстреляют. Ход совещания подтвердил справедливость этих слов. Персональное дело М. Султан-Галиева было раздуто, использовано для широкой кампании против так называемого уклона к национализму. Для острастки тех, кто проявлял инициативу при проведении национальной политики, Султан-Галиева арестовали, исключили из партии, угрожали расстрелом.

Тенденция к унитарности набирала силу. Ей не противоречило последующее вхождение в СССР вновь создавшихся советских социалистических республик – Узбекской, Туркменской (1925 г.), Таджикской (1929 г.), Казахской, Киргизской (1936 г.), а также роспуск ЗСФСР и непосредственное вхождение в СССР в 1936 г. Азербайджанской, Армянской, Грузинской ССР.

[1] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 178.

[2] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 179.

[3] История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.- с. 142.

[4] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 180.

[5] История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.- с.152.

[6] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 183.

[7] История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2006.- с.207.

[8] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 187.

Социально-экономическое развитие.
После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны. Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. ...

Б. Годунов
Драматические события, начавшиеся со смертью царя Федора Ивановича и завершившиеся лишь 15 лет спустя, с избранием нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г., получили в русской истории название Смутного времени. Теснейшим образом переплелись различные по характеру явления: и кризис власти, и иностранная интервенция, борьба ...

Культура эпох. К Культуре
Расселение древнейшего человечества по зем­ной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими усло­виями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение но­вых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлени­ями, охота – без знания привычек животных, собирательство ...