Исторические хроники » Образование СССР » Заключение

Заключение

Весной 1923 г. Собрался XII съезд партии. Выступления делегатов от союзных республик и автономий показали, что неудержимо нарастали централистические тенденции. В адрес Сталина был брошен упрек в сокрытии от коммунистов последних писем Ленина по национальному вопросу. На самом съезде по решению его президиума ленинские документы были оглашены келейно (на заседании сеньорен-конвента), а далее – по делегациям). Группа делегатов указала на явное пренебрежение интересам республик, на недооценку национальных проблем. Попытки отстоять суверенные права народов в составе СССР подавлялись центральным руководством.

На совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, проходившем в июне 1923 г., было рассмотрено «дело» М. Султан-Гавителя Татарстана). К подготовке «дела» был широко привлечен аппарат ГПУ. Открывая совещание, Каменев выдвинул задачу «создать полное взаимное понимание между нами». Эта задача достигалась ценой игнорирования своеобразия отдельных народов. Один из участников совещания прямо заявил, что местные работники, в чем-то расходящиеся с центром, боятся, что их арестуют, расстреляют. Ход совещания подтвердил справедливость этих слов. Персональное дело М. Султан-Галиева было раздуто, использовано для широкой кампании против так называемого уклона к национализму. Для острастки тех, кто проявлял инициативу при проведении национальной политики, Султан-Галиева арестовали, исключили из партии, угрожали расстрелом.

Тенденция к унитарности набирала силу. Ей не противоречило последующее вхождение в СССР вновь создавшихся советских социалистических республик – Узбекской, Туркменской (1925 г.), Таджикской (1929 г.), Казахской, Киргизской (1936 г.), а также роспуск ЗСФСР и непосредственное вхождение в СССР в 1936 г. Азербайджанской, Армянской, Грузинской ССР.

[1] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 178.

[2] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 179.

[3] История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.- с. 142.

[4] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 180.

[5] История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.- с.152.

[6] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 183.

[7] История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2006.- с.207.

[8] Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007. – с. 187.

Реакционные настроения и Вторая мировая война.
Трудности, вызванные мировым экономическим кризисом, разразившимся в 1930, способствовали волнениям среди населения. Патриотические общества, объединявшие правых радикалов и молодых офицеров армии и флота, развернули кампанию против парламентской формы правления и «слабой внешней политики». В ноябре 1930 был застрелен премьер-министр Ха ...

Судебная реформа.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвини ...

Византийская империя. (дополнение)
Палеологовский период в истории, культуре и искусстве Византии получил свое название по имени правящей династии византийских императоров (1259–1453). На фоне затяжного политического и экономического кризиса, перед самой гибелью Империи, искусство палеологовского периода процветало, выразив самые главные проблемы православной духовности ...