Памятники Белокаменного
Кремля ХIV-ХV вековСтраница 1
Из летописных источников известно, что московский князь Иван Калита и митрополит Петр построили в Кремле соборы: Успенский в 1326 г., Архангельский в 1333 г., Спаса “на Бору” в 1330 г., Иоанна Лествичника в 1329 г. Из всех них только собор Спаса “на Бору” считался дошедшим до наших дней, все другие были разобраны и заменены новыми еще в ХV в.
От времени после нашествия татаро-монголов в 1237 - 38 гг. до строительства в Кремле при Иване III а конце XV в., т.е. почти за 250 лет, на Руси сохранилось всего несколько каменных зданий.
Собор Спаса “на Бору” был перестроен дважды: в 1527 г. и еще раз после пожара в 1554 г. Сильно обветшавший в конце ХVIII в., он был разобран и вновь выложен из кирпича под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова в формах ХVI в.
Археологические находки, найденные при реставрации Успенского собора, позволяют сблизить его облик в XIV в. с сооружениями древнего Владимира. Ведь известно, что строитель собора митрополит Петр прибыл в Москву из этого стольного города северно-восточной Руси ХII - ХIII вв. Кроме того, москвичи всегда обращали свои взоры к художественным традициям Владимирского княжества - своего политического предшественника.
Из летописей известно, что в 1344 г. Архангельский собор расписывали “русские писцы князя великого Семена Ивановича”, а главными среди них были Захарий, Иосиф, Николай. Ничего, видимо, не сохранилось и от церкви Иоанна Лествичника. Летописи, отметив строительство в Кремле белокаменных храмов при Иване Калите, продолжавшееся семь - восемь лет, замолчали затем на несколько десятилетий. Лишь в 1365 г. упоминается о сооружении белокаменного собора Чудова монастыря, который в 1501 г. был перестроен полностью. Однако его глубокие белокаменные подвалы со сводами могли принадлежать первому собору, разобранному в 1929 г.
В 1367 г. в Кремле началось возведение белокаменных крепостных стен и башен взамен дубовых. По документам известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих, круглых, угловых. Стена ХIV в. имела ширину от одной до полутора саженей (2 - 3 м). Вдоль северной стены был вырыт довольно глубокий и широкий ров.
В 1925 г. архитектор Д.П. Сухов и искусствовед Н.Н. Померанцев обнаружили относительно хорошо сохранившуюся церковь Лазаря. Первоначально церковь Лазаря была деревянной, но в 1393 г. по заказу вдовы Дмитрия Донского на ее месте выстроили каменную - из белого камня. Тогда же церковь была переименована во имя Рождества богородицы. В 1473 г. она горела, а в 1480 г. ее своды обрушились. В 1514 г. по указу Ивана III зодчий Алевиз Фрязин перестроил храм. Древнюю белокаменную постройку он понизил и превратил в подклет, а над ним на уровне жилой части царского каменного дворца возвел кирпичный храм, также во имя Рождества богородицы. В 1680-х гг. церковь вновь перестроили и при этом входы в древнюю подклетную часть замуровали. В 1840-х гг. при постройке Большого Кремлевского дворца замурованный подклет Рождественской церкви обнаружили и решили в нем возобновить церковь и дать ей первоначальное наименование - Лазаревской, однако облик церкви снова изменился. Из записей в Троицкой летописи от 4 июня 1395 г. было известно, что церковь была расписана “Феофаном иконником Гречином философом да Семеном Черным и учениками их”, но от росписей ничего не сохранилось.
Сейчас это единственный памятник ХIV в. в Кремле, пример, дающий возможность в какой-то мере представить подлинную архитектуру белокаменной Москвы.
В конце ХIV в. Москва представляла, видимо, яркую и живописную панораму, а Кремль в ней являлся наиболее красивой частью. Летописец отметил, что “ . град Москва велик и чуден, и много людей в нем, кипяще богатством и славою, превзыде же вся грады в Русской земле честию многою”. Известно, что Феофан Грек, знаменитый художник того времени, в 1399 г. написал Москву на одной из стен в храме Архангела Михаила и в “камере” Владимира Андреевича Храброго, но до нашего времени эти изображения не дошли.
Короткий парламент.
Годы беспарламентского правления (1629-1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.
Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая ...
Национальные особенности
Синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (синтоизм – религиозное течение, в котором насчитывается около 200 направлений). Буддистские – 96 млн. адептов. Христианские приходы – примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа.
Большое значение играет посуда, сервиро ...
Возникновение буржуазного государства
Период истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий кризис ...
