Исторические хроники » Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв. » Эволюция государственно-правовой и политической системы России в XIX в. Правление Александра I

Эволюция государственно-правовой и политической системы России в XIX в. Правление Александра I
Страница 2

— рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

— важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

— расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

— предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

— в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

— все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

— в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

— с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики исследователь В. В. Тот считает, что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы, основой которых должна была стать дарованная Конституция и отмена крепостного права. Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверти XIX в. учеными выдвигаются различные версии:

1. Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всех слоев России.

2. Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников.

3. Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам.

4. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.

5. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.

6. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счете могли принести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

Страницы: 1 2 

Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше, возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период с ...

Реформы местного управления и суда.
Следующий этап реформ связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели реформу местного самоуправления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Созданным в графствах выборным советам была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. ...

Историки о роли войн в период объединения русского государства в XIV-XV веке
В дальнейшем своем развитии в рамках советской историографии понятие "военный фактор" не изменило своего теоретического содержания. Это было связано с тем, что в 30-е - 40-е гг. XX веке, по причине кризисного состояния исторической науки, сначала пережившей отрицание или, по меньшей мере, пренебрежение, а позже испытавшей жест ...