Эволюция государственно-правовой и политической системы России в XIX в. Правление Александра IСтраница 1
Россия этого периода — абсолютная монархия.
Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности.
В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801— 1825).
Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801 —1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Реформаторская политика
в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:
— реформы инициировались «сверху» — самодержцем;
— реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
— судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
— влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.
Реформы в области государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.
Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
Реформы в социальной сфере:
1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;
3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.
4) указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.
Реформы в области образования:
1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:
Реставрация Стюартов
Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына – Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) – сына казненного короля. В Бредской д ...
Проведение реформы в 2 этапа
1) 1861-66 гг. до выстрела, уступки более либеральные преобразования. Борьба в правительственных кругах между странами больше мировых уступок и сторонников сохранения крепостнических черт в управлении (В. Н. Панин, Муравьев, В. А. Долгоруков, Гагарин) сторонники либеральных преобразований (великий князь Константин Николаевич, Милютин), ...
Антропогенез. Австралопитековые
В настоящее время известно большое количество сделанных в различных областях Старого Света находок ископаемых человекообразных обезьян конца третичного периода. К сожалению, большинство их плохо сохранилось, и поэтому суждение о многих находках основывается лишь на исследовании отдельных частей скелета. Все же методы исследования, разр ...