Исторические хроники » Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв. » Период «контрреформ» Александра III

Период «контрреформ» Александра III
Страница 1

Рассматривая правительственный курс Александра III (1881—1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период контрреформ.

Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

1. Введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

2. Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.

3. Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.

4. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему.

5. По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруднялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

6. В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.

8. Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

Страницы: 1 2

Он спорил и строил
Николай Герасимович принялся за работу "засучив рукава" и за 2 года смог так отмобилизовать флот, что тот не только отбил все атаки фашистов в первые дни войны, но и во время войны "исполнил свой долг до конца", как отметил Сталин в День ВМФ 22 июля 1945 года. В тяжелых спорах со Сталиным Кузнецов корректировал судо ...

Образование
Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце ХVIII - первой половине ХIХ в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обуч ...

Коллективизация в СССР - объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, коллективные путем производственной кооперации
Первые коллективные хозяйства стали возникать еще на рубеже 1917-1918 гг. Тогда же определились и три их формы, различающиеся степенью обобществления: -ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли); -артели (обобщены основные средства производства: земля, инвентарь, скот, включая мелкий скот и птицу); -коммуны (большая степень об ...