Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков
Страница 2

В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой слободы (Москва), в которой учились дети иностранцев, был назначен в Посольский приказ переводчиком латинского, немецкого и шведского языков. Ему вме­нялось одновременно в обязанность учить тем же языкам «русских вся­ких чинов людей и детей, кто к тому учению будет ему дан». К Швимеру направили шесть мальчиков. Он учил их иностранным языкам по учебным книгам Я. А. Коменского и применял методы, рекомендован­ные великим славянским педагогом .

В 1703 г. учеников Швимера передали для продолжения образова­ния новому учителю — пленному пастору из Лифляндии Э. Глюку, кото­рый также обучал по заданию правительства трех русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Глюк считался хорошо обра­зованным человеком, способным учить «многим школьным и математи­ческим и философским наукам на разных языках». Ранее он зани­мался организацией школ среди местного населения Прибалтики и для русских поселенцев. Глюк здесь начал перевод на русский язык учебных книг Я. А. Коменского.

Петр I ценил знания и опыт Глюка и охотно поддержал его пред­ложение об учреждении в Москве «большой школы», в которой можно было бы учить не только иностранным языкам, но и риторике, филосо­фии, географии, математике, политике, истории и другим светским нау­кам. В 1704 г. под школу (гимназию) Э. Глюка был отведен дворец боярина В. Ф. Нарышкина и приглашены иностранные учителя. В цар­ском указе от 25 февраля 1705 г. говорилось, что школа открывается для «общие всенародные пользы», для обучения детей «всякого служи­лого и купецкого чина людей . которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут».

В штате школы предполагалось иметь пять профессоров и пять учителей. Один из учителей должен был обучать «первых зачальников по-немецки и по-латински читати и писати», другой грамматике ла­тинского и немецкого языков, третий — латинской риторийе и толкова­нию латинских авторов. Для обучения языкам Э. Глюк использовал свои рукописные переводы учебных книг Я- А. Коменского «Пред­дверие», «Открытая дверь языков» и знаменитый «Мир чувственных ве­щей в картинках». В школе преподавался и французский язык, желаю­щие могли также изучать греческий, древнееврейский, сирийский и халдейский. Кроме иностранных языков предполагалось преподавание арифметики, географии, этики, политики и физики. Однако широкие за­мыслы организаторов школы не были осуществлены. После смерти Глюка (май 1705 г.) школа стала «разноязычной»: в ней изучались лишь иностранные языки. С 1711 г. школой руководил Ф. ,П. Поликар­пов. В это время в ней работали четыре учителя, которые обучали не­мецкому, шведскому, французскому и итальянскому языкам. В 1715 г. школа закрылась. За время ее существования было обучено 238 чело­век. В ней учились братья Исаак и Федор Веселовские и некоторые другие видные деятели того времени.

В Петербурге первая «разноязычная немецкая школа» («немецкие школы» — школы, основанные иностранцами различных национально­стей) была открыта в 1704 г. В 1711 г. здесь уже числилось четыре «разноязычные немецкие школы». В одной из них значилось 38 учени­ков и 9 учителей.

Школы для изучения иностранных языков, открываемые по инициа­тиве частных лиц, содержались полностью или частично на государст­венные средства и находились под контролем правительственных учреж­дений. В них учились дети разных сословий, главным образом чинов­ников государственного аппарата, которым по роду деятельности необ­ходимо было знание иностранных языков.

Страницы: 1 2 

Политика «большого скачка». Становление «культурной революции»
В 1958 году в Китае началась очередная всенародная кампания. На этот раз ее объектом стали мухи, комары, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать своё участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Особенно интенсивным было наступление на воробьев. Его стратегия заключала ...

Расселение древних людей на территории бывшего СССР
Расселение древнего человечества по Земле не могло быть постоянным и равномерным. Расселение становилось возможным при изменении климатических условий на более мягкие, вслед за таянием ледников, вслед за миграциями животных, вслед за распространением растительного мира. Применительно к заселению территории нашей страны В.А. Ранов дает ...

Открытие ПСХЭ. Неожиданная мысль
Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник "Основы химии" и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ (а это есть форма существования химических элементов в свободном состоя ...